В 1432 г. он едет вместе с Брунеллески в Рим и изучает там античные памятники, что вдохновило его на целый ряд произведений (языческих по духу и близких по форме античной пластике).Например, мраморные ангелы на певческой трибуне Флорентийского собора; рельеф “Благовещение” (церковь Санта Кроче во Флоренции) – шедевр его пластики. В 30-е гг. он создал еще одного “Давида”(1430—1433), на этот раз в бронзе. Победитель гиганта Голиафа, простой пастух Давид спас жителей Иудеи от филистимлян, а затем стал царем. Донателло изобразил Давида совсем юным и идеально прекрасным, и не побоялся ввести такую деталь как пастушеская шляпа – знак простонародного происхождения ее владельца.
В 1443—1453 гг. в Падуе Донателло отлил конную статую кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелатой (“Пестрая кошка”), и таким образом первым создал конный монумент эпохи Возрождения. Он создал монументальный образ военачальника, главы наемных войск, кондотьера с маршальским жезлом в руке, облаченного в доспехи.До сих пор этот памятник стоит на площади перед падуанским собором Св.Антония.
Ваяние достигло высочайшего уровня в творчестве многих скульпторов Кватроченто – Якопо делла Кверча (автор “Фонтана Радости” в Сьене), Верроккьо (автор конного монумента кондотьера Коллеони в Венеции), Луки и Андреа делла Роббиа (работали в технике майолики).
Скульптор и живописец Андреа Верроккио (1436—1488) (больше известный как учитель Леонардо да Винчи) был самым известным учеником Донателло.Из его произведений хорошо известен более утонченный и изящый, нежели у Донателло, “Давид” (конец Кватроченто), конный монумент кондотьера Коллеони для венецианской площади у церкви Сан Джованние Паоло.
К концу ХУ в. гармоничность пропорций, светская интерпретация религиозных сюжетов, выразительность получили широкое распространение в итальянской пластике. Важное место в этот период занял погрудный портрет, чему способствовали многочисленные заказы правителей и богатых пополанов.
Живопись Возрождения развивалась сложно. Еще в первой трети Х1У в. великий Джотто (в своих фресках в капелле дель Арена в Падуе, в росписях капелл Перуцци и Барди в церкви Санта Кроче во Флоренции) утверждал красоту земных образов, опережая свое время. Чтобы добиться жизненной достоверности своих композиций, он помещал фигуры в трехмерное (хотя и неглубокое) пространство.
Однако рождение новой, собственно ренессансной живописи связано с именем другого выдающегося гражданина Флоренции – Мазаччо (1401—1428/29)(Мазаччо – это прозвище, что означает примерно “Большущий Томмазо”, полное имя художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди), на долю которого выпала ведущая роль в живописи флорентийского Кватроченто. Так же как Брунеллески и Донателло его считают одним из отцов Возрождения. А кроме того -- гениальным, поскольку к 28 годам (когда прервалась его жизнь) он успел совершить подлинную революцию в искусстве: он смог решить те проблемы живописи, которые поставил за столетие до этого Джотто. Он освоил перспективу (но этим его новаторство не ограничилось); создал росписи в капелле Бранкаччи для флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине (Флоренция) (1425/1427-1428), из которых самые известные – “Подать” (другое название фрески “Чудо со статиром”) и “Изгнание Адама и Евы из рая”, которые стали школой для многих поколений художников. В этих сценах Мазаччо показал себя художником, который великолепно понимал, как поместить фигуры в пространстве, придать им телесность и объем, связать их между собой, с пейзажем и каковы законы анатомии человеческого тела. Фреска “Подать” объединяет сразу 3 сюжета: Христос с учениками у ворот города, остановленный сборщиком податей, – центральная композиция; Пётр, по велению Христа вылавливающий рыбу, - чтобы достать из нее необходимую для уплаты монету (дидрахму, или статир, отсюда и другое название фрески – “Чудо со статиром”) – композиция слева. И, наконец, сцена выплаты подати сборщику -- справа. Следует сказать, что сам принцип соединения на одной плоскости трех сцен еще архаичен, но то, как эти сцены написаны – с учетом линейной и воздушной перспективы – явилось подлинным откровением и для современников и Мазаччо, и для всех последующих мастеров. Мазаччо первый решил главную проблему Кватроченто – проблему линейной и воздушной перспективы (вдаль уходят холмы и деревья, и образуют среду, в которой находятся герои. Между фигурами Иисуса и его учениками создается как бы воздушная среда). Некоторым из учеников Христа Мазаччо придал портретное сходство: так, в правой крайней фигуре современники видели самого Мазаччо, в лице слева от Христа улавливали сходство с Донателло. Фрески Мазаччо способствовали тому, что церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в своеобразную академию, где учились многие поколения художников, вплоть до Микеланджело, также испытавшего заметное влияние Мазаччо.
Другие публикации:
Первобытная культура
Определить время, которое можно было бы назвать началом появления культуры, с точностью невозможно. Однако началом культурного бытия человека можно считать момент, когда человек выделил себя из окружающего мира, осознал другого человека т ...
Франсуа Жерар
Одним из старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770—1837). Сблизившись с Жераром в годы революции, Давид возлагал на него большие надежды, и творчество художника, особенно портреты, исполненные в конце X ...
Общая характеристика искусства Северного Возрождения
С XIV века на этих территориях происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды как центр искусства стали оттеснять искусс ...