В 1432 г. он едет вместе с Брунеллески в Рим и изучает там античные памятники, что вдохновило его на целый ряд произведений (языческих по духу и близких по форме античной пластике).Например, мраморные ангелы на певческой трибуне Флорентийского собора; рельеф “Благовещение” (церковь Санта Кроче во Флоренции) – шедевр его пластики. В 30-е гг. он создал еще одного “Давида”(1430—1433), на этот раз в бронзе. Победитель гиганта Голиафа, простой пастух Давид спас жителей Иудеи от филистимлян, а затем стал царем. Донателло изобразил Давида совсем юным и идеально прекрасным, и не побоялся ввести такую деталь как пастушеская шляпа – знак простонародного происхождения ее владельца.
В 1443—1453 гг. в Падуе Донателло отлил конную статую кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелатой (“Пестрая кошка”), и таким образом первым создал конный монумент эпохи Возрождения. Он создал монументальный образ военачальника, главы наемных войск, кондотьера с маршальским жезлом в руке, облаченного в доспехи.До сих пор этот памятник стоит на площади перед падуанским собором Св.Антония.
Ваяние достигло высочайшего уровня в творчестве многих скульпторов Кватроченто – Якопо делла Кверча (автор “Фонтана Радости” в Сьене), Верроккьо (автор конного монумента кондотьера Коллеони в Венеции), Луки и Андреа делла Роббиа (работали в технике майолики).
Скульптор и живописец Андреа Верроккио (1436—1488) (больше известный как учитель Леонардо да Винчи) был самым известным учеником Донателло.Из его произведений хорошо известен более утонченный и изящый, нежели у Донателло, “Давид” (конец Кватроченто), конный монумент кондотьера Коллеони для венецианской площади у церкви Сан Джованние Паоло.
К концу ХУ в. гармоничность пропорций, светская интерпретация религиозных сюжетов, выразительность получили широкое распространение в итальянской пластике. Важное место в этот период занял погрудный портрет, чему способствовали многочисленные заказы правителей и богатых пополанов.
Живопись Возрождения развивалась сложно. Еще в первой трети Х1У в. великий Джотто (в своих фресках в капелле дель Арена в Падуе, в росписях капелл Перуцци и Барди в церкви Санта Кроче во Флоренции) утверждал красоту земных образов, опережая свое время. Чтобы добиться жизненной достоверности своих композиций, он помещал фигуры в трехмерное (хотя и неглубокое) пространство.
Однако рождение новой, собственно ренессансной живописи связано с именем другого выдающегося гражданина Флоренции – Мазаччо (1401—1428/29)(Мазаччо – это прозвище, что означает примерно “Большущий Томмазо”, полное имя художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди), на долю которого выпала ведущая роль в живописи флорентийского Кватроченто. Так же как Брунеллески и Донателло его считают одним из отцов Возрождения. А кроме того -- гениальным, поскольку к 28 годам (когда прервалась его жизнь) он успел совершить подлинную революцию в искусстве: он смог решить те проблемы живописи, которые поставил за столетие до этого Джотто. Он освоил перспективу (но этим его новаторство не ограничилось); создал росписи в капелле Бранкаччи для флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине (Флоренция) (1425/1427-1428), из которых самые известные – “Подать” (другое название фрески “Чудо со статиром”) и “Изгнание Адама и Евы из рая”, которые стали школой для многих поколений художников. В этих сценах Мазаччо показал себя художником, который великолепно понимал, как поместить фигуры в пространстве, придать им телесность и объем, связать их между собой, с пейзажем и каковы законы анатомии человеческого тела. Фреска “Подать” объединяет сразу 3 сюжета: Христос с учениками у ворот города, остановленный сборщиком податей, – центральная композиция; Пётр, по велению Христа вылавливающий рыбу, - чтобы достать из нее необходимую для уплаты монету (дидрахму, или статир, отсюда и другое название фрески – “Чудо со статиром”) – композиция слева. И, наконец, сцена выплаты подати сборщику -- справа. Следует сказать, что сам принцип соединения на одной плоскости трех сцен еще архаичен, но то, как эти сцены написаны – с учетом линейной и воздушной перспективы – явилось подлинным откровением и для современников и Мазаччо, и для всех последующих мастеров. Мазаччо первый решил главную проблему Кватроченто – проблему линейной и воздушной перспективы (вдаль уходят холмы и деревья, и образуют среду, в которой находятся герои. Между фигурами Иисуса и его учениками создается как бы воздушная среда). Некоторым из учеников Христа Мазаччо придал портретное сходство: так, в правой крайней фигуре современники видели самого Мазаччо, в лице слева от Христа улавливали сходство с Донателло. Фрески Мазаччо способствовали тому, что церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в своеобразную академию, где учились многие поколения художников, вплоть до Микеланджело, также испытавшего заметное влияние Мазаччо.
Другие публикации:
Краткая
история граффити-культуры с "древнейших времен"
Первыми образцами граффити считаются наскальные рисунки.
Когда под слоем пепла нашли Помпеи, обнаружили обломки городской стены, покрытые множеством надписей. Эти надписи известны под названием "граффити Помпеи".
Известны такж ...
Кружевоплетение, его история
Кружевоплетение - один из самых изысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее др ...
Одежда и оружие Вайнахов влияющие на национальную хореографию, с учётом его
эстетики и традиции
Национальный костюм - это исторические источники изучения культуры народов, они отражают взаимовлияния и взаимоотношения народов, их быт, обычаи и обряды, возрастные и социальные различия.
Как в колорите одежды, так и в её покрое, отделк ...