Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Материалы » Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Страница 6

К концу ХУ в. Флоренция вступила в полосу экономического и социально-политического кризиса. А к 30-м годам ХУ1в. она теряет свою независимость как город-коммуна, становится просто главным городом герцогства Тосканского и перестает быть центром художественной жизни. Но флорентийская школа Кватроченто оставила след во всем искусстве Возрождения.Она была первой, где решались проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, точного рисунка и естественного движения. Только цвет (колорит) не был самой сильной стороной творчества мастеров Флоренции.

В последние десятилетия ХУ в. наряду с флорентийской школой живописи складываются школы и направления (имеющие свой особый почерк и стилистические особенности) в Средней (Умбрия) и Северной (Ломбардия, Венеция) Италии: умбрийская, североитальянская (падуанская) венецианская.

В Умбрии, расположенной на северо-востоке от Тосканы, в ХУ в. не было крупных городов, и в искусстве дольше жили и ярче были выражены средневековые традиции. Искусство Умбрии декоративно, нарядно, лирично и в отличие от Тосканы в нем главную роль играл колорит. Все эти черты проявились в творчестве умбрийских мастеров Пьетро Перуджино (будущего учителя Рафаэля), известного мягкой поэзией своих работ, лирическим типом мадон, и Пинтуриккио, создавший в росписях библиотеки собора Сьены проникновенные пейзажные образы, изображения интерьеров и многофигурные композиции, а также Лука Синьорелли, для творчества которого были характерны мастерство передачи обнаженного человеческого тела и обостренное графическое начало.

Но самым крупным мастером Умбрии в ХУ в. был Пьеро Делла Франческа (1420/1420—1492) (творчество которого фактически положило начало умбрийской школе живописи), учившийся у Доменико Венециано, работавший какое-то время во Флоренции, а далее в Ареццо и Урбино, знавший Брунеллески и Гиберти, он вплоть до Тициана был одним из самых великих колористов. Он умел передавать разную светосилу цвета и объединять цвета световоздушной средой, т.ч. историки искусства называли его одним из первых пленэристов западноевропейского искусства. Он заполнял геометрически выстроенное пространство ощутимым светом. Средневековые художники как будто не замечали света, плоские фигуры в их живописи не отбрасывают теней. Уже Мазаччо был пионером в этой области, но никто не раскрыл богатейших возможностей света с такой полнотой, как Пьеро делла Франческа.

Кроме того, Франческо был величайшим монументалистом, мастером преимущественно монументально-декоративной живописи. Этот его дар хорошо ощутим во фресках церкви Сан Франческо в Ареццо (написаны в 50-60-е гг.): «Сон Константина» (в которой изображена знаменитая легенда о сновидении императора Константина, которое побудило его принять христианство. Перед решающей битвой Константину явился во сне ангел с крестом, возвестивший: »Сим победиши». На фреске Пьеро мы видим императора, спящего в распахнутой походной палатке), «Приезд царицы Савской к царю Соломону» и пр.

Вместе с Гоццоли и Мантеньей он принадлежал к тому поколению художников, которые пришли на смену Мазаччо. Он был автором трактата о перспективе.

Его гуманистические предчставлени о человеке нашли выражение в портретах герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро (ок.1465 г.) и его жены Баттисты Сфорца.

Выдающимся мастером живописи Северной Италии, крупнейшим художником падуанской школы был Андреа Мантенья (1431—1506), который работал сначала в знаменитом университетском городе Падуе, расположенном на севере Италии, а затем при дворе мантуанских герцогов. Испытав сильное воздействие римской Античности (сильнее всего в падуанской школе сказалось влияние Античности, в основном римской), Мантенья часто создавал обобщенно-героизированные образы страдающих и мужественных людей, изображая их на фоне каменистых пустынных пейзажей; вводил в свои композиции изображение античных памятников. Как и Франческа, Мантенья был преимущественно монументалистом. Первая его знаменитая работа в Падуе – росписи в капелле Оветари (в падуанской церкви Эремитани) (1448--1456 гг.), где он представил историю Св.Иакова так, будто действие происходит в древнеримском городе. В 1459 г. Мантенья по приглашению Лодовико Гонзага переехал в Мантую, где находился до конца жизни. В Мантуе он создал второй цикл фресок – роспись покоев для новобрачных (Камера дельи Спози) (так наз. «Брачной комнаты») (1465—1474), по заказу покровителя художеств и любителя древностей Лодовико Гонзаго Мантенья расписал »Брачную комнату» во дворце мантуанского герцога, изобразив семейный портрет Гонзаго и сцены из придворной жизни Мантуи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Основание Киево-Печерской Лавры
Киево-Печерский монастырь (с конца XVI в. — лавра) расположен в южной оконечности Киева на правом, высоком берегу Днепра. Монастырь был основан во второй половине XI века преподобными Антонием и Феодосием. Обитель поддерживали киевские кн ...

«Толковый словарь живого великорусского языка»
Пятьдесят три года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Начав работу юношей, он продолжил ее до самой смерти. В «Автобиографической записке» он вспоминает: «3 марта 1819… мы выпущены в мичмана, и я по желанию написан в ...

Символика русского орнамента
Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории, культуры народа, особенностями его жизненного уклад ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы