Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Материалы » Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Страница 1

Хронологические рамки искусства Возрождения несколько иные, нежели, допустим, литературы Ренессанса. И хотя идея Возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто и самого Джотто восхваляли за то, что он проложил путь к подлинному возрождению искусства, но, в сущности, живопись, скульптура и архитектура собственно ренессансными стали лишь в первые десятилетия ХУ в., когда можно говорить о том, что было положено начало радикальным преобразованиям в искусстве ХУ века. Век Кватроченто стал периодом Раннего Возрождения в искусстве Италии.

Лидировала в художественной сфере (как и в гуманизме) столица Возрождения - Флоренция. С конца Х1У в. власть во Флоренции фактически перешла к дому Медичи (хотя они и не занимали никаких официальных постов). В 1434 г. банкир Козимо Медичи стал некоронованным королем Флоренции. Многие годы эта знаменитая династия стояла во главе города, который при них прошел путь от демократической формы правления к аристократической, что, безусловно, сказалось и на развитии искусства ХУ в. Начался век медицейской культуры, которая носила глубоко светский характер (а религиозные темы, которые использовали художники флорентийского Кватроченто, превращались в светские произведения с массой бытовых подробностей и портретами современников).

В богатой, цветущей Флоренции (где, как мы уже знаем, была основана Платоновская академия; находилась, имевшая роскошное собрание античных рукописей, библиотека Лауренциана и появились первые художественные музеи, наполненные статуями и обломками античной архитектуры, керамикой, старинными монетами и мраморами), в первых десятилетиях ХУ в. появилась группа молодых художников, поставивших перед собой цель обновить искусство. Три флорентийских гения, отцы Возрождения – Брунеллески, Донателло, Мазаччо – открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.

Ведущей фигурой в этой группе был архитектор Филиппо Брунеллески (1377—1446) - родоначальник ренессансной архитектуры и одновременно ученый, разработавший законы линейной перспективы, а также скульптор. Главное его творение – грандиозный, 42- метровый в диаметре купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1420 г., прекрасно владевший конструктивными приемами готики, Брунеллески получил заказ на завершение готического в своей основе (Основной темой готических соборов была устремленость к небу, основным направлением – вертикаль. В здании же эпохи Возрождения должно было подчеркиваться горизонтальное членение сооружений) флорентийского собора, заложенного еще в 1295 г. Флорентийцы желали видеть городской собор увенчанным большим куполом, но никому не удавалось перекрыть огромное пространство между столбами, пока за дело не взялся Филиппо.

Современники говорили, что он ездил в Рим, для того,чтобы обмерить руины античных храмов и дворцов. Впрочем, у него не было намерения копировать античные постройки, он хотел лишь найти новые строительные приемы. Удивительно, но Брунеллески удалось осуществить свое желание. В конце концов в 1436 г. он возвел над готическим в своей основе собором Флоренции 42-х метровый в диаметре (диаметр этого купола больше римского Пантеона) восьмигранный купол, который стал символом г. Флоренции: фонарь восьмигранного купола господствует в панораме Флоренции и по сей день.

Оригинальная конструкция купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре положила начало строительству купольных храмов итальянского Ренессанса (вплоть до собора Святого Петра,увенчанного куполом Микеланджело) и тем самым положила начало новаторскому развитию архитектуры Ренессанса.

В 1430—1433 г. Брунеллески построил для Флоренции одно из своих самых прославленных и самых совершенных творений - капеллу Пацци при церкви Санта Кроче (построенная по заказу влиятельного флорентийского семейства Пацци, молельня – капелла Пацци – это маленькое, прямоугольное в плане, крытое куполом здание с портиком, с 6 коринфскими колоннами на фасаде, расположенное внутри монастырского двора); а также детский приют Оспедале дельи Инноченти (в 1421—1444), церковь Сан-Лоренцо ( в1422—1446) и др., в которых использовал принципы античной ордерной архитектуры.

В своих постройках Филиппо в противовес, свойственной готике устремленности здания ввысь, создал архитектуру, вызывающую ощущение покоя, соразмерности (масштабов архитектуры с человеком); архитектуру, отличавшуюся ясностью пространственной композиции, изяществом пропорций, гармонией, величественностью, что станет характерным для искусства Возрождения. Брунеллески пользовался набором элементов классической архитектуры – колоннами, пилястрами, арками, но создавал из них совершенно новые комбинации и добивался таким образом ощущения легкости и грации.Достигал он этого (например, в Оспедале дельи Инноченти) за счет нижнего этажа фасада в виде легкого портика, который он развернул по горизотали во всю ширину. Такое зодчество положило начало новому ренессансному облику городских зданий. В последующие пять веков зодчие Европы и Америки шли по его стопам. Фактически, он начал новую эру в архитектуре и ему это, безусловно, удалось. Только в ХХ веке архитекторы восстали против ренессансной традиции так же, как в свое время восстал Брунеллески против традиции готической.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Культура в средневековой Европе
Знание латыни было критерием образования. Народный язык развивался по другим законам, чем латинский. На нем передавались и закреплялись конкретные, наглядные образы. Латинский язык выражал абстрактные суждения, теологические и политически ...

У колыбели русского балета
В течение XVII—XVIII веков русский балет прошел большой и сложный путь формирования, стремясь определиться как самостоятельный жанр театрального зрелища, независимый от оперы или драмы. Являясь по преимуществу придворным искусством, орие ...

Древнерусская культура до принятия христианства
Культура периода родоплеменных славянских союзов была достаточно высокой для своего времени. К сожалению, очень многое из культурного достояния древнерусского общества безвозвратно утрачено: в том повинны и безжалостное время, и все сокру ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы