Наскальные рисунки

Материалы » Наскальные рисунки

Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Это стремление извечно присуще человеку, но оно особенно обострилось в наш динамичный век, и мы внимательней, чем когда-либо, пытаемся вглядеться в путь, пройденный человечеством, в траекторию развития человеческой культуры, с тем, чтобы яснее определить ее сегодняшние координаты и мысленно продолжить ее в будущее.

В отношении традиционного искусства обнаруживаются два основных аспекта, определяющих наш интерес к нему. С одной стороны, традиционное искусство отражает определенный этап развития человеческой культуры и в этом смысле является как бы нашим «живым прошлым». С другой – как всякое искусство, оно выражает существенные черты современных культур бывших колониальных народов, выходящих теперь на мировую арену.

Огромное количество палеонтологов, доисториков, археологов исследовали и продолжают исследовать пещеры, места древних стоянок и захоронений палеолитического периода. Наиболее известные ученые, внесшие значительный вклад в историю развития наскальной живописи это М. де Саутуола, первооткрыватель настенных рисунков, французский палеонтолог Арле, а также Картальяк, Ривьер, Широн, аббат Брейль, французский палеонтолог Аннет Ламенг и другие.

Объект исследования – искусство первобытного человека. Чем было искусство в момент его появления? Чем оно было вызвано к жизни? Что заставило человека совершить этот, казалось бы, необъяснимый поворот от чисто утилитарной деятельности, направленной на получение насущно необходимого, к столь отвлеченному занятию, как живопись или пластика?

Предмет исследования – наскальные рисунки палеолитического человека. Рисунки, обнаруженные в темных глубинах пещер, познакомившие нас с образами мамонтов и бизонов.

Цель исследования – проследить за развитием палеолитического искусства.

Задачи исследования:

1. Проследить возникновение изобразительных форм;

2. Выявить характер палеолитического искусства;

3. Проанализировать эволюцию палеолитического искусства

Еще в конце прошлого века история искусств открывалась разделами, посвященными Ассирии и Древнему Египту, и таким образом не выходила за пределы IV–III тысячелетий до н.э. Но почти одновременно с изобретением телефона и кино человечество открыло для себя искусство древнекаменного века – палеолитическую живопись и скульптуру. И сразу временные рамки истории искусств раздвинулись до сорока тысячелетий!

Бесспорно, существует огромное различие между современными создателями этого искусства и людьми каменного века, жившими много тысячелетий назад. Но есть и немало общего: каменные орудия, которыми еще недавно пользовались бушмены Южной Африки или австралийские аборигены, верования и обряды многих современных народов Африки, Австралии и Океании, так же как и сопутствующие им специфические форму искусства, соответствуют той стадии исторического развития, которая определяется как первобытная община.

Параллельное рассмотрение этих двух обширных дополняющих друг друга художественных комплексов дает возможность в одном случае – на примерах пещерного и древнего наскального искусства – проследить возникновение и эволюцию изобразительных форм, а в другом – на примере традиционного искусства – познакомиться с формами бытования и разнообразными функциями искусства в первобытном обществе. В более широком смысле этот материал дает ключ к решению самых сложных проблем, связанных с происхождением искусства, исходными моментами художественного творчества, его ранними формами, значением для человеческой личности, а так же его общественной роли.

В начале XX века подлинность палеолитической пещерной живописи была неопровержимо доказана. Примерно в то же время началось более систематическое и углубленное изучение ранее наскальных изображений Сахары и южной Африки, австралийского и океанийского искусства. С тех пор интерес к ранним формам искусства не ослабевает.

Другие публикации:

Характерные особенности дворца
Характерная особенность облика Екатерининского дворца - большие, почти на всю высоту стен, часто поставленные окна, обрамленные фигурными барочными наличниками с рельефной выкруткой на лепных кронштейнах в верхней части, а также сложнопро ...

Джон Де Андреа
Джон де Андреа, или Эндреа (John De Andrea) – известный американский скульптор, яркий представитель гиперреализма в искусстве. Родился 24 ноября 1941 в Денвере, штат Колорадо, США. Образование получил в университете Колорадо в 1965 (степе ...

Особенности мировоззрения Древней Греции
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани ме ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы