Символы в наскальном искусстве

Материалы » Наскальные рисунки » Символы в наскальном искусстве

На стенах пещер позднепалеолитических стоянок можно часто видеть условные обозначения, знаки и символы, иногда выгравированные, чаще нарисованные. Они то встречаются изолированно, нередко в тупиках подземных галерей, как бы скрытые от глаз непосвященных, то сопровождают изображения животных. Знаки, подобные оперенным стрелам, часто встречаются в суперпозиции, т.е. в наложении на гравюры или рисунки животных. Но это, конечно, не стрелы, так как в то время на оперенных стрел, ни гарпунов не было и быть не могло. Длинные зубастые гарпуны появились лишь в конце мадлена.

Сегодня трудно сказать, что означает сочетание некоторых символов с изображением зверей, также невозможно вскрыть смысл самих этих обозначений. Специалисты подразделяют их на различные типы: клавиформные, квадратные, колокольчатые, точечные и др. К числу наиболее известных и бывших ранее предметов жарких споров относятся так называемые тектиформные (т.е. крышеобразные) символы. Они как бы действительно изображают хижину с центральной опорной жердью, низкими боковыми стенами и сводчатыми входами. Некоторые знаки из Фон де Гор сильно напоминают украинские круговые жилища. В пещере Бернифаль такой тектиформный рисунок перекрывает изображение мамонта, на основании чего в прошлом выдвигалась гипотеза о том, что мы имеем дело здесь с символом ямы-западни.

Порой попадаются сгруппированные в определенные фигуры или составленные в линию точки – как в пещерах Кастильо или Нио. Их принято рассматривать как путеводный указатель. К пещере Нио в конце тупиковой галереи, законченной озерцом, на стене над самой водой были обнаружены подобные точки – как бы легкие мазки или отпечатки пальцев, как если бы кто-то вплавь добирался до стены (возможно в связи с достижением зрелости и обрядом инициации или другим обрядом) и пальцем привел линию в знак того, что он побывал здесь.

Много споров и различных гипотез вызвала в свое время так называемая «загадочная надпись» из Пасьеги. Две параллельные линии образуют основание, на котором покоится центральный «столб», по сторонам возвышаются две арки, рядом с которыми имеются еще по две линии, перпендикулярных к основанию. Рядышком обрисованы две вроде бы человеческих стопы и нечто, напоминающее букву «Е». к сожаленью, пока еще не удалось пролить свет на значение этих символов.

В особую группу выделяются символы и знаки, которые встречаются на памятниках искусства малых форм, погребенных в культурных слоях. Мы не найдем здесь условных изображений, знакомых нам по монументальному искусству. Наиболее часты здесь поперечные косые борозды или многократно повторяющиеся изломанные линии, как например, на голове лошади из Аруды. Трудно судить, имеем ли мы дело с простым орнаментом или эти обозначения имеют некий более глубокий смысл. Ряды ровных надрезов часто рассматривались как счетные «зарубки» или как примитивный календарь. Однако такие смелые выводы требуют предварительного изучения более обширного материала. в последнее время этой проблемой занимался американский исследователь Дж. Маршак, который утверждает, что палеолитический охотник действительно умел считать и имел свой «календарь».

Другие публикации:

Анализ состояния социально – культурной деятельности, проблемы музея «Анна Ахматова. Серебряный век»
Представление о приоритетных задачах музейного учреждения складывалось в нашей стране на протяжении многих десятилетий. На заре своего становления музеи в России воспринимались как хранилища раритетных и уникальных вещей, но со временем б ...

Творчество
В 1898–1900 годах Амедео Модильяни занимался в мастерской Гульельмо Микели, и поэтому можно сказать, что начальный этап его творчества проходил под знаком итальянского искусства XIX века. Поскольку это столетие в стране со славным художес ...

Искусство художественной фотографии
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии – это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих н ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы