Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Материалы » Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Страница 5

Особой изысканности флорентийское искусство достигает в конце века, в правление внука Козимо Медичи – Лоренцо Медичи (годы правления 1464—1492), прозванного Великолепным (1449—1492). Трезвый и даже в чем-то жестокий политики, настоящий тиран в последние годы жизни, Лоренцо был вместе с тем одним из образованнейших людей своего времени. Поэт, философ, гуманист, меценат, язычник по мироощущению, склонный к некоторой религиозной экзальтации, он превратил свой двор в центр художественной культуры, где нашли приют писатель Полициано, философ Пико делла Мирандола, художники Боттичелли и Микеланджело. Окружение Медичи проявляло себя в живописи, музыке, скульпьтуре, красноречии и поэзии.Во второй половине ХУ в. в искусстве приобели значение изящество и роскошь, что было связано с усилением роли патрициата.

Во второй половине ХУ в. возросли знания художников в области анатомии и перспективы, значительно возросло их мастерство изображения трехмерного пространства, пластической выразительности человеческих фигур. Для живописи этого периода характерно исключительное многообразие индивидуальных манер художников.

Флорентиец Доменико Гирландайо(1449—1493/1494) в цикле религиозных по теме фресок, созданных между 1486-1490 гг. в капелле Торнабуони в церкви Санта Мария Новелла запечатлел черты городского быта и портреты представителей знатных семейств Флоренции.Другой флорентийский художник второй половины ХУ в. Антонио Поллайоло (1432?—1498) создал алтарную композицию «Мученичество Святого Себастьяна» (ок.1475), драматическое действо он представил на фоне великолепного тосканского пейзажа, развернувшегося по всем правилам перспективы.

Типичным художником конца флорентийского Кватроченто, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (1445—1510), создававший тонкие и одухотворенные образы мадонн.

Полное имя Боттичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи,он - ученик Филиппо Липпи. В знаменитой галерее Уффици хранятся две его известные картины: «Рождение Венеры» (ок.1483—1484), и «Весна» (ок. 1477—1478).В первой он изобразил прекрасную богиню, рожденную из морской пены, скользящую под дуновением ветров в раковине по морской глади к берегу. Она написана на тему античного мифа о рождении Венеры. Как известно, Средневековье было знакомо с античной поэзией, но только в эпоху Возрождения в образованных кругах приобрела популярность и античная мифология Человек, заказавший Боттичелли эту картину (для своей загородной виллы) принадлежал к могущественному семейству Медичи – Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи (бывший, кстати, работодателем и другого флорентийца Америко Веспуччи, который совершил при содействии банкирского дома Медичи плавание к Новому свету и которому было суждено дать свое имя континенту).

В этой работе проявились все основные черты письма художника: декоративизм, нарядность, лирический и романтический характер образов, свойственные художнику «готицизмы» (удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли) и т.д. Боттичелли создал вполне определенный тип лиц, особенно женских – удлиненный овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза. Это же мы встречаем и в «Весне», тема которой была навеяна стихотворением Полициано. В картине соединены в единую комбинацию фигуры Весны, Мадонны, Меркурия, трех граций, нимфы, зефира и др., представленных среди фантастической природы, образ которой по-своему (как заколдованный сад) умел передавать Боттичелли. Венеру он изобразил на фоне сказочного сада вместе с усыпанной цветами богиней плодородия Флорой. В символике обеих картин, безусловно, сказалось влияние идей флорентийских неоплатоников о взаимосвязи любви и красоты. В 80-е годы вместе с Гирландайо и Перуджино Боттичелли расписал стены Сикстинской капеллы.И, таким образом, его фрескам было суждено в веках соперничать с исполненным через полвека росписями Микеланджело.

В поздний период творчества у Боттичелли нарастают напряженный драматизм, экспрессия образов («Оплакивание Христа», «Клевета» и др.)

Последние работы мастера – в основном «Оплакивания» – навеяны образом и трагической судьбой Савонаролы. Последние 10 лет он пребывал в меланхолии и ничего не писал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Коллаж и монтаж
Наряду с обработкой реальных фотографий, Photoshop прекрасно приспособлен для создания монтажа. Монтажи и коллажи исключительно широко используются в рекламе, при иллюстрировании, в промышленном и книжном дизайне. В случае составления кол ...

Законы и суд в Древнем Вавилоне
Однажды ( в 1902 г.) французские археологи нашли на развалинах города Сузы закругленный базальтовый столб около 2 м высоты. На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с бородами в длинных одеждах. Один из них в ...

Заупокойный культ
Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия опр ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы