Библиотечное дело во второй половине XIX века

Материалы » Процесс становления и развития библиотеки в России как учреждения культуры » Библиотечное дело во второй половине XIX века

Страница 1

Россия вступила в новую фазу исторического развития – в эпоху промышленного капитализма, вызвавшую сдвиги в экономической, политической и культурной жизни страны. Царское правительство, убедившись в невозможности сохранения старых порядков, вынуждено было отменить крепостное право и провести ряд ограничительных буржуазных реформ в области культуры и просвещения. Правительство старалось направить общественное движение за открытие библиотек в «законное русло», устанавливало за ними неусыпный надзор.

Произвол царских чиновников, имевших право запрещать открывать публичные библиотеки, крайне отрицательно сказывался на развитии сети данных учреждений. Надзор за библиотеками велся со стороны министерства внутренних дел, губернаторов, министерства народного просвещения, духовного ведомства. С 1844 года «временные правила» предписывали назначить ответственное лицо за деятельностью библиотеки, смена которого разрешалась только властями, который имел возможность при неугодных ему обстоятельствах закрыть библиотеку.

С 1884 года стали издаваться «Алфавитные списки произведений печати, которые не должны быть допускаемы… в публичных библиотеках и общественных читальнях», в их списки попали произведения по крестьянскому вопросу, рабочему движению, истории революции, социалистических учений в России и за рубежом. Эти издания можно было получить в научных библиотеках или книжных магазинах, доступ в которые был разрешен только интеллигенции, исключая учащихся. С 1890 года ученый комитет по согласованию с духовным ведомством стал издавать каталоги книг и периодических изданий, допущенных к чтению, в их число вошли монархическая, религиозно – нравственная литература, официальные и справочные издания министерства.

Общее число книг, разрешенных для бесплатных народных библиотек к середине 90-ых годов, составило 3 тысячи, то есть 3,3% изданных на русском языке. Из ежегодно издававшихся книг народные библиотеки могли приобрести не более 10% и 17% периодических изданий черносотенного и монархического характера.

Противодействую народным библиотекам и читальням, правительство поощряло открытие церковноприходских библиотек, число которых в 1893 году дошло до 22 тысяч по сравнению с 60-ми годами – 12,5 тысяч. Однако они не пользовались успехом у населения.

Царское законодательство стесняло развитие общественного пользования книгами в стране, обедняло книжные фонды народных и общественных библиотек, снижало их общественную и культурную ценность. Против политики царизма в области библиотечного дела непримиримо боролись революционно – демократические круги общества, использовавшие библиотеки и читальни для революционной пропаганды.

По-прежнему увеличивалось коммерческих библиотек и кабинетов для чтения, доступных только для состоятельных кругов населения, многие из них были переполнены книгами невысокой идейно-политической ценности, романами и приключенческой литературой. Открывались библиотеки, доступные только определенным сословиям.

Для второй половины XIX века характерен рост общественной инициативы в области библиотечного дела. Публичные библиотеки в губернских и уездных городах, основанные буржуазно - демократической интеллигенцией, городскими и земскими органами самоуправления, назывались общественными, но находились под административно-полицейским надзором, их работа строго регламентировалась реакционным законодательством, ощущался острый недостаток в новой литературе. Книжный фонд подавляющего числа библиотек не превышал 5 тысяч экземпляров.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Процесс и проблемы корреляции
Влияние друг на друга в творческом плане проявилось достаточно скоро, но было временным. В письме брату Тео Ван Гог ещё до приезда Гогена в Арль пишет: "Я завершил, как мог, всё, что начал, мне страшно хочется показать ему что-то нов ...

Зрелые годы
После 50 лет Ермолова твердо решила на год покинуть сцену. Всю свою жизнь Ермолова тайно, глубоко и страстно любила одного выдающего ученого, известного во всей Европе. Про эту любовь не знал никто, кроме самых близких людей. Мария Никола ...

Рафаэлла Спенс
Рафаэлла Спенс (Raphaella Spence) – английский художник. Работает в жанре фотореализма (гиперреализма). Родилась в 1978 в Лондоне. В конце 1970-х ее семья переехала во Францию, где Рафаэлла Спенс провела первые восемь лет своей жизни. Ког ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы