Публичные общественные библиотеки оказывали известную помощь читателям в самообразовании и чтении. В некоторых из них устраивались публичные лекции, литературные вечера и чтения, платные концерты и спектакли, средства от которых использовались на содержании библиотек.
В начале 70-ых годов был поднят вопрос об организации бесплатных библиотек для обслуживания рабочих и крестьян, о допуске грамотных крестьян в библиотеки сельских начальных училищ, решающую роль в решении этих вопросов играли земства. К концу века было открыто более 3 тысяч народных библиотек и читален, основной целью которых было идеологическое порабощение трудящихся. Не смотря на довольно ограниченные фонды подобных учреждений, спрос на них был довольно высок. Особенно в среде учащихся.
Развитие науки и культуры, промышленного и сельскохозяйственного производства содействовало возникновению новых научно-исследовательских учреждений и учебных обществ, высших и средних специальных учебных заведений, что в свою очередь потребовало расширения сети научных и специальных библиотек. В 1862 году открывается Публичная библиотека Румянцевского музея в Москве, её книжный фонд, благодаря добровольным пожертвованиям составляет 500 экземпляров, средняя годовая посещаемость в 1883 – 1896 годах составила около 27,5 тысяч.
В Москве создаются библиотеки – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Политехнического, Исторического музеев. Значительно расширила свою деятельность Публичная библиотека в Петербурге, насчитывавшая к концу XIX века около 2,1 миллиона книг, 14,3 тысяч читателей. Значительно выросли фонды университетских библиотек, с 1863 года вузы получили право выписывать иностранные издания, посторонние лица получили доступ к их фондам при помощи залогов.
Неудовлетворительно организовывалось библиотечное обслуживание студентов, которые могли получать литературу «научного содержания» лишь по рекомендации профессора и с разрешения администрации, эти меры породили образование нелегальных студенческих библиотек в Петербургском, Московском, Казанском, Дерптском университетах.
Появление революционных рабочих кружков в начале 70-ых годов XIX века повлекло за собой возникновение рабочих нелегальных библиотек. Первое учреждение такого характера появилось в конце 1872 – начале 1873 года в Петербурге при рабочем кружке на Выборгской стороне. Фонд этой библиотеки состоял из нелегальной литературы – произведения революционеров-демократов, народнические брошюры, книги писателей-шестидесятников. В 1874 году жандармы разгромили кружок и уничтожили значительную часть библиотеки.
Образование нелегальных рабочих библиотек усилилось после возникновения первых рабочих политических организаций, «Южнороссйский союз рабочих» открыл несколько на машиностроительном, чугунолитейном заводах, в железнодорожных мастерских Одессы и Ростова-на-Дону. Одной из самых крупных нелегальных рабочих библиотек была библиотека «Северного союза русских рабочих» в Петербурге, которая ставила своей целью политическое воспитание рабочего класса для борьбы самодержавием и буржуазией. Чтение помогало рабочим освобождаться от народнических иллюзий, способствовало развитию классового самосознания.
Рост рабочего движения в России в 80-ые годы создал предпосылки для распространения марксизма и зарождения социал-демократического движения. Первые нелегальные марксистские библиотеки, начавшие свою деятельность с произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, появляются в Петербурге.
Другие публикации:
Дизайн стимулирующего
интерьера
Дизайн интерьера начинается с планировки помещений, с создания определенной структуры внутреннего пространства. С точки зрения психологии, такая структуризация имеет первостепенное значение. Фактически она задает ритм жизни в доме и неред ...
Собор Святого Петра в Риме: история строительства
Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О ...
Мастера тувинского камнерезного искусства
При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров.
Например, мастер М.Х. Черзи силен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными э ...