Основные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века

Культура Нового времени » Основные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века

Страница 1

Европа XVIII века – это преимущественно сельский мир. Основная масса горожан жила в мелких городах. Кризис старых режимов Европы и их экономических систем приводит в конце XVIII в. к наступлению эры демократических революций (Великая Французская революция (1789-1794), которая требовала воплощение идеи «свобода, равенство, братство». Одним из первых декретов руководителей Французской революции был декрет от 10 ноября (20 брюмера) 1793 г. об отмене христианства как религии, по их мнению, социально опасной, и установления религии Разума.

В культуре XVIII века оформились две противоположные культурные традиции: аристократическо-дворянская и разночинская, просветительская.

Аристократическая культура XVIII в., связанная с абсолютизмом, характеризовалась галантностью, утонченностью, этикетностью, гедонизмом. Ведущим направлением светской, придворной культуры во Франции становится рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии. Термин «рококо» означает «раковина» («рокайль»). Характерные черты стиля рококо - изысканность, большая декоративная загруженность интерьеров и композиций, усложненный орнамент, большое внимание к мифологии. Сюжеты рококо исключительно любовные, их герои – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Даже из Священного Писания избираются те эпизоды, где можно повествовать о любви. Примером рококо в литературе являются комедии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (1732-1799), а также появлением особого жанра романа в письмах: С. Ричардсон «Памела, или Вознагражденная добродетель», «Кларисса, или История молодой леди, заключающая в себе вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут являться следствием неправильного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку»; Ш.Л. де Монтескьё «Персидские письма»; Ш. де Лакло «Опасные связи» и др.

Рококо в живописи: художники Жан Антуан Ватто (1684-1721) («Остров любви» и др.); Франсуа Буше (1703-1770), его полотна - «Туалет», «Купание Дианы» и др.

В дворянской среде царили невежество и суеверия. В аристократической культуре XVIII век – «век женщины», господствовал культ женской красоты, чувственности, сексуальности. Огромные средства тратились на роскошь и увеселения. Нравы становились развратными, распространялась проституция. В этом контексте как ответ на становление автономной личности в светской культуре, оторванной от религиозных духовно-нравственных традиций, в Германии в XVIII в. появляется реформистское движение, направленное против лютеранской ортодоксии, формализма ее теологии, слабости миссионерской работы и социального служения – пиетизм (лат. pietas – «долг перед Богом, благочестие»). Пиетисты ставили на первое место строгую мораль, преданность религиозному долгу и семейным обязательствам, распространение Евангелия, сотрудничество в социальной работе, помощь бедным и др. Но во многом пиетистов справедливо критиковали за показную набожность, строгое, подчас лицемерное благочестие.

В целом дворянская культура вступает в стадию упадка.

Просветительская культура по своему типу является разночинной. Идеология Просвещения XVIII в. является составной частью идеологии ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Просветители полагали, что преобразование общества должно быть осуществлено путем распространения передовых идей, борьбы с невежеством, религиозными предрассудками, средневековой схоластикой и феодальной моралью. Просвещение основывалось на принципе меротократии – продвижения достойных. Статус человека должен быть заслуженным, а не унаследованным, – считали просветители. Человека можно воспитать. Решающую роль в воспитании просветители отводили не только школе, а всему обществу в целом. Но поскольку общество несовершенно, то выход из порочного круга находят человеческий разум и естественное стремление к счастью, запечатленное «природой» в сердце каждой личности. Так, средоточием идеологии Просвещения стало возвращение к природе. Счастье – не удел избранных, его достоин каждый. Путем морально-политического и эстетического воспитания просветители стремились достичь преобразования общества на принципах разума и справедливости. Просветители были убеждены, что эстетическое начало способно смягчить врожденный эгоизм людей, превратить человека в «гражданина».

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Фильмография
Всего 28 фильмов с участием Мэрилин Монро, которые увидели свет. Здесь приведен весь список с указанием студии, где снимался фильм, год, режиссер и краткие комментарии по фильму. 1). "Опасные годы"- "ХХ век-Фокс", 194 ...

Мифология
Наиболее древней системой ценностей является миф. Японская мифология формируется под влиянием характерных для Японии природных условий. Климат Японии изменчив и переходит от умеренного в северной оконечности до субтропического на юге. Ост ...

Одежда и оружие Вайнахов влияющие на национальную хореографию, с учётом его эстетики и традиции
Национальный костюм - это исторические источники изучения культуры народов, они отражают взаимовлияния и взаимоотношения народов, их быт, обычаи и обряды, возрастные и социальные различия. Как в колорите одежды, так и в её покрое, отделк ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы