Приступая к изучению данных вопросов, следует иметь в виду, что культурология является одной из социально-гуманитарных дисциплин, и основная ее задача – осмыслить сущность культуры и многообразие форм ее проявления. Как и другие системы научного знания, она располагает своим понятийным аппаратом, структурой, методами исследований.
Хотя термин «культурология» был введен в научный оборот в начале XIX в., осмысление и разработка отдельных аспектов культуры относятся к более раннему периоду. Первые попытки выявить сущность культурных феноменов и их влияние на социальный организм можно встретить у мыслителей античной Греции и Рима (Протагор, Гиппий, Критий, Диоген Синопский, Платон, Аристотель, Цицерон и др.).
В средние века попытки осмысления феномена культуры тесно связаны с теологическими представлениями, где культурное развитие человека понималось как преодоление греховности и приближение к «Царству Божию». Учение Августина Блаженного стало наиболее полным выражением древней идеи о тесной связи общего состояния культуры с этическими ценностями человека, с его внутренним миром.
Новое осмысление феномена культуры происходит в Новое время и эпоху Просвещения. Европейские просветители были убеждены в неограниченных возможностях человеческого разума (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.) и тем самым отвергли средневековую идею о божественности законов, управляющих развитием культуры.
Другой важной характерной чертой Просвещения выступала вера в неизбежность поступательного развития человеческого общества. Именно в это время начал складываться комплекс собственно культурологических проблем. К ним можно отнести следующие: 1) противопоставление природного и неприродного (искусственного и естественного /Т. Гоббс, Д. Юм, Ж.Ж. Руссо/); 2) вопросы, связанные с проблемами исторического процесса, в ходе которого осуществляются необратимые общественные преобразования (Вольтер, А. де Кондорсе).
В это время формируется идея европоцентризма и наряду с «линейными» представлениями развития общества выдвигается идея исторического круговорота (Дж. Вико).
Продолжением теоретических взглядов на осмысление культурно-исторического процесса явилась теория И.Г. Гердера (1744–1803), ставшая по существу первой культурологической концепцией. Согласно его учению, именно культура отличает людей от животных. Это то начало, благодаря которому формируется человеческое общество. История культуры – это история различных, уникальных культурных образований. За каждым взлетом культуры следует ее упадок, поскольку и культура, и люди историчны, меняются во времени и никогда не остаются неизменными.
На формирование культурологии как науки существенное влияние оказало становление этнографии (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган и др.). Так, американский этнограф Л. Морган (1818–1883) высказывал мысль о едином пути развития человечества и взаимосвязи культур. На историческую связь культур обращал внимание английский этнограф, один из основоположников эволюционизма Э. Тайлор (1832–1917). Он прослеживал историю культуры как единый процесс, в котором сама культура выступает своеобразным критерием общественного прогресса.
Развитие этнографии положило начало возникновению новой науки – антропологии существенным образом повлиявшей на становление культурологии. Один из представителей школы социальной антропологии Б. Малиновский (1884–1942) полагал, что культура порождена человеческими потребностями, а критерием ее развития выступает способ удовлетворения этих потребностей. Каждый элемент культуры выполняет определенную функцию, а культура в целом выступает в виде системы социальных институтов.
Одной из наиболее влиятельных социально-антропологических концепций является учение А. Радклиффа-Брауна (1881–1955), основой которого стал структурно-функциональный анализ. Общество – единая система, живой организм, все элементы которого выполняют определенные функции, и между ними имеют место определенные связи.
Другой антрополог – Ф. Боас (1858–1942) объектом своего исследования ставил психологию и историю изучаемого народа.
Американский теоретик культуры и антрополог Л. Уайт (1900–1975) сосредоточил свое внимание на изучении природы культурного феномена. Он считал, что должна существовать специальная наука – культурология, изучающая культуру как специфическое социальное явление. Объектом этой науки должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология.
Другие публикации:
Представления о культуре в эпоху Средневековья
В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо ан ...
Экономические аспекты. Кассовые сборы
Естественно, что проведение кинофестивалей требует больших затрат, но также и приносит определенный доход. Американская ассоциация кино издала отчет на 24 страницах, в котором приведены обобщенные данные о кассовых сборах - главным образо ...
Понятие морфологии культуры. Основные структурные элементы
духовной жизни общества
Морфология культуры (от греч. morphe – вид, образ, форма и logos - учение) – сравнительно новая область культурологического знания, изучающая многообразные формы культурных явлений, структурные элементы культуры как сложной целостной сист ...