Теория культуры

Материалы » История и теория культуры » Теория культуры

Страница 2

Существенный вклад в становление культурологи внесли социологические взгляды таких мыслителей, как Э. Дюркгейм, А. Вебер, М. Вебер, О. Конт и др. (Так, французский социолог О. Конт (1798–1857) считал, что главным аспектом культурного творчества является процесс становления человеческого разума. Человечество существует потому, что существуют традиции, т.е. преемственность поколений. Язык же – это место хранения имущества разума. Получая язык, мы получаем культуру, созданную нашими предками.

Важный вклад в постановку и решение культурологических проблем внесли представители романтизма. Немецкий философ, языковед и эстетик В. фон Гумбольдт (1767–1835) явился, по существу, основоположником философии языка, утверждая, что творческая природа языка есть форма выражения национального духа.

В XIX в. немецкий философ А.Г. Мюллер вводит специальный термин «культурфилософия» для обозначения соответствующего раздела философии, изучающего культуру. Культурфилософия сосредоточила внимание на изучении исторических типов культуры. Наиболее влиятельными концепциям в этой области являются теории Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского и др.

Развиваясь в лоне философии, культурология должна была определить свой предмет исследования и отмежеваться от ряда наук, изучающих культуру (философия и семиотика культуры, эстетика, этнография, искусствознание и др.). В конечном итоги контуры этой науки определились, хотя до сих пор она находится в стадии своего становления и уточнения своего предмета. В общих чертах под культурологией понимают науку о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Ее задачей является как изучение отдельных сфер, составляющих культуру, так и постижение ее сущности в целом.

Приступая к изучению вопроса о подходах в культурологии, следует иметь в виду, что универсального метода познания для решения любых задач просто не существует. Поскольку проблемы культурологии многообразны, постольку она использует разнообразные пути к осмыслению сущности культуры.

Решение культурологических проблем предполагает использование системно-структурного подхода, который дает возможность рассмотреть объект с точки зрения взаимодействия целого и части и позволяет понимать культуру как сложное системное образование. Такой подход требует применения одного из принципов системного исследования – это структурно-функциональный анализ. Осмысление сущности культуры связано с применением принципа историзма, то есть чтобы понять современное состояние культуры, – её строение и функции, надо знать истоки культуры и процесс её исторического развития. В истории учений о культуре не сложилось единого мнения по вопросу о её сущности. Выделяют следующие основные подходы в понимании культуры:

семиотический (Ч. Моррис, Р. Карнам, Ю. Лотман и др.);

социологический (М. Вебер, Г. Парсонс, Л. Уайт и др.);

аксиологический (Г. Риккерт, Н. Гартман, В. Виндельбанд и др.);

деятельностный (М. Каган, Ю. Жданов, Э. Маркарьян и др.);

диалоговый (М. Бахтин и др.).

Вопросы для самоконтроля:

Выделите основные идеи в учении о культуре на разных этапах становления культурологии как науки.

Почему исследования Л. Уайта можно рассматривать как принципиально новый этап в становлении культурологического знания?

Что нового вносит в культурологию философский анализ понимания культуры?

Обозначьте круг проблем, которыми занимается культурология.

Назовите основные методы и подходы культурологии к изучению феномена культуры.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Фэндом и возникновение молодежных субкультур
Фэндом (англ. fandom - фанатство) - сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как "тусовочный" юмор и сленг, схожие и ...

Язычество
Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не от ...

Историческая основа возникновение и развитие танцевальной культуры Ингушского народа
Искусство танца своими корнями уходит в эпоху первобытнообщинного строя. В танцах изображались явления природы, сцены охоты и войны, трудовые процессы, существовали также религиозные танцы. В танце естественные движения человека художеств ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы