Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Материалы » Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Страница 4

Искусство Кватроченто раскололось на множество местных “школ” – чуть не каждый город Италии (как, впрочем, Фландрии или Германии) имел собственную живописную школу. Однако слово “школа” не должно вводить нас в заблуждение. Художественных школ, в которых ученики посещают классы, в те дни не существовало. Живописные школы ХУ в. очень напоминали средневековую школу ремесла, когда ученик поступал в обучение к ведущему мастеру города, с раннего возраста жил в доме учителя, был на побегушках для всей семьи, стараясь тем самым доказать свою полезность; растирал краски, подготавливал доски и холсты, затем начинал выполнять какие-нибудь мелочи в картине, но наконец наступал день, когда хозяин просил его прописать второстепенные фигуры либо раскрасить фон, и, если это удавалось, юноше поручались более сложные вещи – самостоятельно целиком написать картину по эскизу учителя. Таковы живописные школы ХУ в. В каждой из этих школ был ясно выражен ее характер. Как утверждают искусствоведы, всегда видно где, в каком городе была написана та или другая картина ХУ в. – во Флоренции – столице Возрождения, либо в Сиене, Венеции и т.д.

Вслед за Мазаччо целый ряд художников разрабатывал проблемы перспективы, движения и анатолии человеческого тела. Это Паоло Уччелло, Андреа Кастаньо, умбрийский живописец Доменико Венециано. Они получили в науке название перспективистов и аналитиков. Андреа дель Кастаньо обладал четким рисунком, обращался к сильной светотеневой моделировке и монументализировал фигуры (портреты Данте, Петрарки, Боккаччо), а Доменико Венециано строил образ на основе тонкой разработки цвета.

Однако среди флорентийских художников существовало и более архаическое направление, выражавшее консервативные вкусы. Часть из этих художников были монахами. В истории искусства они получили название монастырских. Одним из самых известных среди них был фра (т.е. “брат” – обращение монаха к монаху) Джованни Беато Анжелико да Фьезоле (1387—1455). - монах доминиканского ордена. В своем творчестве он испытал влияние Мазаччо, но наряду с чертами Ренессанса у него еще сохранились традиции средневекового искусства. Он соединил в своем творчестве средневековые принципы с ренессансными, облек традиционное религиозное содержание в новые изобразительные формы.

Фра Анжелико писал мадонн, образы которых по средневековым традициям даны на золотом фоне, но полны лиризма, покоя и созерцательнсти (А встречающийся в его работах пейзажный фон – жизнерадостен (что очень характерно для Возрождения). Так, полны лиризма и мечтательности светлые и нарядные фрески в монастыре Сан Марко во Флоренции (1439—1445) -- вершина его творчества. Фрески украшают торцовые стены коридоров и монашеские кельи.В одной из келий художник написал “Благовещение” (около 1440). Не трудно убедиться, что законы перспективы не вызывали у него затруднений.

Любимым художником Козимо Медичи был (почти) ровесник Мазаччо, флорентийский мастер Филиппо Липпи (1406—1469). О жизни Филиппо складывались легенды. Он был монахом-кармелитом, но ушел из монастыря. Стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку – Лукрецию Бути (представил ее в образе мадонны),сделал ее своей возлюбленной и умер, если верить Вазари, отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте. С 1437 г. он открыл свою мастерскую во Флоренции. К зрелым работам мастера относятся “Коронование Марии” (1441—1447);“Поклонение Младенцу” (ок.1458—1460), выполненная для алтаря капеллы палаццо Медичи. А лучшей картиной мастера считается “Мадонна с младенцем и ангелами” (1465). В целом, Филиппо работал в жанрово-повествовательном ключе, а его мадонны были проникнуты светским духом.

Декоративны и сказочные батальные и охотничьи сцены флорентийского художника Паоло Уччелло (1397—1475). Одна из немногих хорошо сохранившихся его работ – батальная композиция “Битва при Сан Романо” (около 1456 г.),по приглашению Козимо Медичи выполненная для его городского дворца, построенного Микелоццо и находящаяся в лондонской Национальной галерее. В картине отражено событие из истории Флоренции: в 1432 г. флорентийские войска одержали победу над войсками Сиены в битве при Сан Романо. Всего было сделано три картины “Битва при Сан Романо”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние
Цивилизация – в переводе с латинского «Civilis» – общественный гражданский. Цивилизация – это гражданское общество с определенным уровнем развития культуры на конкретном историческом этапе. Например: древняя цивилизация – это объединение ...

Общие положения индийской архитектуры V – VIII вв
Искусство, которое получило развитие во время правления этой династии, развивалось вплоть до VII в., но влияние его заметно и в более поздних произведениях искусства и архитектуры. В статуях Будды уже в V в. выражены эстетические взгляды ...

Данные археологии
Археологические данные – а их очень немного подтверждают картину, нарисованнyю Гомером. От XI - IX вв. до н. э. практически не сохранилось не только монументальных, но даже значительных построек. Погребения гомеровского времени поражают с ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы