Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Материалы » Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв

Страница 2

Основоположник ренессансной архитектуры, Филиппо Брунеллески был первопроходцем и в других областях. С его именем связывают открытие, во многом определившее дальнейшее развитие искусства, -- открытие перспективы (законы сокращения объемов по мере их удаления в глубину).Брунеллески познакомил соотечественников с математическими приемами решения этой задачи (одно из первых произведений, созданных с учетом этих правил, -- фреска “Троица с Девой Марией и Святым Иоанном и донаторами”, созданная художником Мазаччо (ок. 1425-1428).

Во второй половине ХУ в. архитектуру Ренессанса формировали Микелоццо, Альберти, Филарете.

Микелоццо известен своим палаццо (дворцом) Медичи, возведенным по его проекту во Флоренции. Этот дворец стал эталоном для строительства других трехэтажных палаццо Возрождения. Следует сказать, что Кватроченто создало свой образ светского городского дворца (палаццо): как правило, трехэтажного, ясного и четкого в своей конструкции (с четким этажным делением, сдвоенными (парными ) окнами, многочисленными пилястрами),носящего по облику (благодаря кладке из грубо отесанных камней) крепостной характер. Таковы палаццо Медичи (Риккарди), построенный Микелоццо да Бартолмео; палаццо Питти (строительство начато в 1469 г.) по проекту Леона Баттисты Альберти; палаццо Ручеллаи по проекту Альберти.

Новаторством были отмечены и проекты Леона Баттиста Альберти. Проблема состояла в том, чтобы найти компромисс между существовавшими традициями жилого строительства (обычной городской постройки) и заветами Брунеллески. И вот Альберти сумел найти решение, оставшееся в архитектурной практике до сегодняшнего дня. Дворец, выстроенный им для богатого семейства Ручеллаи – обычное трехэтажное здание, но Альберти не отступился от программы Брунеллески и наложил на фасад своего рода ордерную декорацию. Он отказался от колонн и полуколонн, он просто покрыл его корпус рельефами плоских пилястр и антаблементов, воссоздав образ классической архитектуры. Например, в палаццо Ручеллаи (во Флоренции) он впервые использовал членение трех ярусов фасада пилястрами разных орденов. В ренессансном стиле – одним из главных создателей которого был он сам – Альберти проектировал постройки в Мантуе и Римини.

В Урбино проводником новых идей был Лучано Лаурана (начавший в новом стиле строительство дворца урбинского герцога), в Милане – архитектор Филарете.

В конце ХУ в. ренессансные типы зданий -- палаццо (городской дворец) и вилла (загородное здание) – утвердились не только в Тоскане, но и других областях Италии. Например, своеобразием отличалась архитектура Венеции, сложившаяся в последние десятилетия ХУ в. Это своеобразие достигалось сочетанием готических традиций с чертами Ренессанса. Поставленные на сваи дворцы венецианской знати были украшены лоджиями, инкрустациями, привозным мрамором, тонкой резьбой, что придавало зданию нарядность, столь ценимую венецианцами.

В архитектуре сложились Тосканская, Ломбардская, венецианская школы, в стилистике которых новые ренессансные веяния сочетались с местными традициями.

Подлинным реформатором скульптуры, крупнейшим скульптором круга Брунеллески был выдающийся флорентийский ваятель Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди )(ок. 1386—1466). Хотя постепенный отход от готических традиций наметился еще у Лоренцо Гиберти (он создал в бронзе рельфы дверей флорентийского баптистерия), Донателло сделал новый шаг в ренессансных исканиях и смог решить в искусстве многие проблемы европейской пластики. Он впервые создал отдельно стоящую статую (не связанную с архитектурой), был автором первого конного монумента – памятника кондотьеру Гаттамелате в Падуе; воплотил в камне и бронзе красоту обнаженного человеческого тела (рельеф певческой кафедры Флорентийского собора, статуя Давида).

Он смог в ХУ в. утвердить принцип круглой скульптуры, которой можно любоваться с разных сторон. К числу его ранних работ относится фигура мраморного Давида (1408-1409), в котором наблюдались еще готические реминисценции; статуя “Святой Георгий”(1415—1417), выполненная по заказу гильдии (цеха) оружейников (чьим патроном был Святой Георгий) и предназаченная для наружной ниши флорентийской церкви Ор Сан Микеле – воплощавшая уже ясно выраженный идеал раннего Возрождения и др. Сравнив последнюю работу мастера со скульптурами готических соборов, ясно видно, что Донателло решительно порвал с готическими традициями. Готические статуи кажутся бесплотными парящими пришельцами из иного мира. А “Святой Георгий” Донателло твердо стоит на земле, в его лице нет отрешенности средневековых святых – он весь энергия и собранность, его напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов.В сущности, фигура “Св.Георгия” близка лучшим образцам греческой скульптуры периода высокой классики. Это, как писал Н.Пунин “не очеловеченный Бог Античности, а обожествленный человек новой эпохи”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Восточная ветвь духовного красноречия
Начало практического формирования византийского духовного красноречия относится к IV в. У его истоков стоят такие знаменитые ораторы и проповедники, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин и Григорий Нисский. Подъем христ ...

Художественные фильтры
Каждый фильтр имеет свою область применения. Одни подходят для обработки пейзажей, другие - для портретов, какие-то фильтры хорошо смотрятся на изображениях с четким контуром, какие-то - на фотографиях с контрастными цветами и деталями. П ...

Личность как субъект и объект культуры
В процессе становления личности происходит уже в существующем культурном контексте, при его непосредственном воздействии на индивида. Поэтому можно утверждать, что человек в этом взаимодействии является объектом воздействия культуры, а ве ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы