Культурная картина мира

Материалы » История и теория культуры » Культурная картина мира

Раскрывая вопросы данной темы, уясните себе, что существуют определенные отличия между понятиями «научная картина мира», «религиозная картина мира», «художественная картина мира» и «культурная картина мира».

Научную картину мира понимают как некую идеальную модель действительности, созданную на основе научных идей и принципов, являющихся базой для построения научных теорий. Особенность ее в том, что она практически лишена ценностного отношения к миру.

В отличие от научной картины мира, религиозная картина представляет модель действительности в фантастических образах. Её основу составляет вера в некий Абсолют, которому следует поклоняться.

Художественная картина мира связана с представлением о действительности, выраженным через смысловое значение и субъективное ее восприятие художником.

Культурная же картина мира – это мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Поэтому культурная и художественная картины мира во многом схожи, что можно обнаружить в смысловом аспекте, т.е. мир представляется не таким, какой он есть на самом деле, а каким он видится данной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, ее понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличить одну культуру от другой.

Ядром культурной картины мира является менталитет (от латинского – мышление, образ мыслей, духовный склад). Понятие «менталитет» было введено в научный оборот французскими психологами и этнологами Л. Леви-Брюлем, Л. Февром, М. Блоком и другими. Оно фиксировало наличие у представителей этнических и социокультурных общностей своего рода психологических особенностей, позволяющих по своему воспринимать и осознавать природный и культурный мир, в том числе и самих себя. В силу этого французские ученые связывали изучение истории любого народа с изучением его менталитета, являющегося ядром культуры.

Менталитет оказывает самое существенное влияние на образ жизни каждого человека, поскольку ему сложно избавиться от тех стереотипов мышления и психологии, которые накладывает на него определенная социальная и этническая среда. По мнению российского философа В. Барулина, менталитет представляет такое глубинное качество духовности человека, которое обусловливает не только характер духовного отражения им общества, его адаптации к общественным условиям, но и активную форму преобразования человеком себя, своей общественной жизни.

Понятие близкое по значению «менталитету», можно встретить у представителей психологических концепций Э. Фромма, К.Г. Юнга, З. Фрейда и др. Так, швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг, пытаясь постичь глубинные основы коллективной психологии употребил понятие «архетип».

Архетип представляет психические структуры коллективного бессознательного, которое является не личным приобретением человека, а унаследовано от наших далеких предков. Архетипы – это своеобразные формы постижения мира, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей, обусловливают все психические процессы, связанные с их поведением.

Изучив данный вопрос, попытайтесь выявить единство и различие между понятиями «менталитет» и «архетип».

Приступая к изучению третьего вопроса, обратите внимание на то, что менталитет порождает соответствующую ему культурную картину мира. Это означает, что для всех народов, живущих на нашей планете, воспринимаемый мир един, но воспринимается он ими по-разному.

В этой связи в истории как западной, так и отечественной мысли предпринимались попытки дать характеристику русскому менталитету и русской ментальности. Вспомните Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять…» и Н.А. Бердяева, который подчеркивал зависимость склада русской души от строя ландшафта и характера русской природы. Рекомендуем познакомиться с его работой «Истоки и смысл русского коммунизма», а также с рядом работ из списка рекомендуемой литературы. На этой основе попытайтесь самостоятельно дать характеристику особенностей российской ментальности и ее роли в решении современных социокультурных и экономических проблем.

Другие публикации:

Культура Европы эпохи абсолютизма и века Просвещения
Новое время начинается буржуазными революциями (первая - в Нидерландах в конце ХVI-го века, последующие - в Англии в ХVII в. и во Франции в 1789 г.) и продолжается до начала научно-технической революции - середина ХХ века. Новый образ жиз ...

Хай-тек в дизайне одежды
В дизайне одежды «хай-тек» – куртки с вшитыми плеерами, встроенными калькуляторами и вязаной клавиатурой, в которую вплетены металлические волокна, рубашки, реагирующие на погоду, ботинки с «климат-контролем», спрортивные костюмы с «трене ...

Ермолова и театр
К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Эстрелья ("Звезда Севильи" Лопе де Вега, 1886), Федра (о. п. Расина, 1890), Сафо (о. п. Грильпарпера, 1892), Офелия (1878, 1891), Гермиона ("Зимняя сказка", 1887), леди Макбет ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы