Детали конструкций

Материалы » Архитектурные памятники Древнего Египта » Детали конструкций

Страница 1

Обработка камней твердых пород

Египетские песчаники и известняки легко поддаются обработке, которая может производиться и без помощи железных орудий. Однако египтяне пользовались не только мягкими породами камней. О твердых породах свидетельствуют обелиски из гранита, памятники из базальта и колоссы из других твердых пород камня. Какие же средства применялись для их обработки?

Употребление железа было известно в Египте значительно раньше, чем в Европе. Масперо нашел железные орудия в древнейших пирамидах. Современные подделки базальтовых статуй доказывают, что при достаточном терпении для обработки наиболее твердых камней нужен только заостренный кусок железа.

Кроме железных орудий, египтяне при обделке камня пользовались главным образом распиловкой при помощи мокрого песка, что практикуется и теперь, причем пила может заменяться железным лезвием или проволокой, а в крайнем случае — веревкой или дощечкой. При обработке камня распилом размеры той массы, которую предстоит отделать, не играют роли;

Этим приемом объясняется создание колоссов в сидящих позах со столь характерным для них лаконизмом очертаний (рисунок 19). Всякий иной способ обработки потребовал бы огромной затраты труда.

Подобное объяснение, выводящее ряд по существу стилистических черт из моментов чисто производственно-технического порядка, нельзя считать вполне верным. Так, например, в статуе сидящего Хефрена эпохи Древнего царства, близкой к схеме, изображенной на рисунке 19, В, лаконизм и обобщенность формы, статика широких плоскостей и т. д.— моменты не только производственного, но и стилистического порядка: выражение определенного монументального образа.

Когда каменная глыба обработана таким образом в виде широких плоскостей, то дальнейшая ее моделировка выполняется при помощи вращающегося по песку стержня, приводимого в движение бичевой, натянутой на лучок; подобный инструмент хранится в берлинском музее. Что касается полировки, то она достигалась трением песка, так же как при обделке кремневых орудий доисторического периода. Таким образом мы находим здесь все те своеобразные приемы углубленного рельефа, которые были известны Египту и Месопотамии еще в глубочайшей древности и продолжали традиции эпохи полированного камня.

Здесь имеется в виду особый вид углубленного рельефа, известного в египетском искусстве уже в период Древнего царства и особенно распространенного в период Нового царства (середина второго тысячелетия до н. э.).

Передвижение и подъем камней

Величайшая трудность, которую египтянам удалось преодолеть, — это перевозка и установка гигантских камней для архитравов и плафонов.

Передвижение.

Основными источниками для изучения средств передвижения камней являются изображения салазок на стенах каменоломни в Эль-Мазаре, живопись в Эль-Берше, изображающая колосса в пути, и остатки полозьев в Булакском музее. Живопись в Эль-Берше показывает передвижение колосса вручную, посредством канатов, способ прикрепления которых, насколько возможно, восстановлен на рисунке 20[4].

Полозья салазок в Эль-Мазаре лежат непосредственно, без колес и катков, на земле, покрытой сырой глиной; благодаря остроумному расположению канатов (рисунок 21) камень, влекомый быками, без особых приспособлений устанавливается с земли на полозья. Для такого способа погрузки камня необходим шип С, и, действительно, в камнях Большой пирамиды находятся сверленые дыры, в которые, вероятно, вставлялись шипы.

Перейдем к вопросу подъема камней.

Подъем камней и укладка их на место. — Описывая большую пирамиду, Геродот сообщает, что камни поднимались с одного уступа на другой при помощи небольших деревянных машин. Ясно, что для указанной Геродотом работы было достаточно простейшей лебедки вроде колодезного журавля. Вероятно, все механические приспособления при постройке пирамид и сводились к этому элементарному приспособлению.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Искусство Западной Европы хiх – начала ХХ вв. Зарождение модернизма
Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зодчества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — свидетельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Сво ...

Процесс христианизации в Европе
В Европе общество в сознании людей делилось на три основных социальных слоя: церковников, крестьян и рыцарей. Социальными идеалами была жизнь святых и героические подвиги воина. Процесс христианизации протекал с большими сложностями. Госу ...

Первый русский балетмейстер
На исходе XVIII столетия в русский театр пришел первый крупный отечественный балетмейстер и одаренный танцовщик Иван Иванович Вальберх (1766-1819). С его именем связана знаменательная полоса в истории нашей хореографии. В его творчестве о ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы