Детали конструкций

Материалы » Архитектурные памятники Древнего Египта » Детали конструкций

Страница 1

Обработка камней твердых пород

Египетские песчаники и известняки легко поддаются обработке, которая может производиться и без помощи железных орудий. Однако египтяне пользовались не только мягкими породами камней. О твердых породах свидетельствуют обелиски из гранита, памятники из базальта и колоссы из других твердых пород камня. Какие же средства применялись для их обработки?

Употребление железа было известно в Египте значительно раньше, чем в Европе. Масперо нашел железные орудия в древнейших пирамидах. Современные подделки базальтовых статуй доказывают, что при достаточном терпении для обработки наиболее твердых камней нужен только заостренный кусок железа.

Кроме железных орудий, египтяне при обделке камня пользовались главным образом распиловкой при помощи мокрого песка, что практикуется и теперь, причем пила может заменяться железным лезвием или проволокой, а в крайнем случае — веревкой или дощечкой. При обработке камня распилом размеры той массы, которую предстоит отделать, не играют роли;

Этим приемом объясняется создание колоссов в сидящих позах со столь характерным для них лаконизмом очертаний (рисунок 19). Всякий иной способ обработки потребовал бы огромной затраты труда.

Подобное объяснение, выводящее ряд по существу стилистических черт из моментов чисто производственно-технического порядка, нельзя считать вполне верным. Так, например, в статуе сидящего Хефрена эпохи Древнего царства, близкой к схеме, изображенной на рисунке 19, В, лаконизм и обобщенность формы, статика широких плоскостей и т. д.— моменты не только производственного, но и стилистического порядка: выражение определенного монументального образа.

Когда каменная глыба обработана таким образом в виде широких плоскостей, то дальнейшая ее моделировка выполняется при помощи вращающегося по песку стержня, приводимого в движение бичевой, натянутой на лучок; подобный инструмент хранится в берлинском музее. Что касается полировки, то она достигалась трением песка, так же как при обделке кремневых орудий доисторического периода. Таким образом мы находим здесь все те своеобразные приемы углубленного рельефа, которые были известны Египту и Месопотамии еще в глубочайшей древности и продолжали традиции эпохи полированного камня.

Здесь имеется в виду особый вид углубленного рельефа, известного в египетском искусстве уже в период Древнего царства и особенно распространенного в период Нового царства (середина второго тысячелетия до н. э.).

Передвижение и подъем камней

Величайшая трудность, которую египтянам удалось преодолеть, — это перевозка и установка гигантских камней для архитравов и плафонов.

Передвижение.

Основными источниками для изучения средств передвижения камней являются изображения салазок на стенах каменоломни в Эль-Мазаре, живопись в Эль-Берше, изображающая колосса в пути, и остатки полозьев в Булакском музее. Живопись в Эль-Берше показывает передвижение колосса вручную, посредством канатов, способ прикрепления которых, насколько возможно, восстановлен на рисунке 20[4].

Полозья салазок в Эль-Мазаре лежат непосредственно, без колес и катков, на земле, покрытой сырой глиной; благодаря остроумному расположению канатов (рисунок 21) камень, влекомый быками, без особых приспособлений устанавливается с земли на полозья. Для такого способа погрузки камня необходим шип С, и, действительно, в камнях Большой пирамиды находятся сверленые дыры, в которые, вероятно, вставлялись шипы.

Перейдем к вопросу подъема камней.

Подъем камней и укладка их на место. — Описывая большую пирамиду, Геродот сообщает, что камни поднимались с одного уступа на другой при помощи небольших деревянных машин. Ясно, что для указанной Геродотом работы было достаточно простейшей лебедки вроде колодезного журавля. Вероятно, все механические приспособления при постройке пирамид и сводились к этому элементарному приспособлению.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Место музыки в системе искусств эпохи Возрождения
Общие закономерности развития искусства, новое философское и эстетическое понимание сущности и природы гармонии характерные для эпохи Возрождения, проявились и в музыке. Как и для других видов искусств этого времени, для музыки тоже харак ...

«Философствующие» неформалы
Интерес к философии – один из весьма распространённых в неформальной среде. Это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и своё место в окружающем молодого человека мире выводит его за рамки устоявшихся, «заформализованных» пред ...

Функции культуры
1) Культура направлена на удовлетворение физиологических потребностей человека (это касается и еды, сна, укрепления здоровья, продолжения рода). 2) Преобразование окружающего света, приспособление его для человеческого существования. Пре ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы