По данным журнала «Коммунист», в 1960 г. в стране была одна молодёжная дружина охраны природы, в 1970 г. – 11, в 1978 г. – 57, в1985 г. – 96, в1987 г. – 121. Однако жить и действовать им стало не легче, а тяжелее, чем раньше.
В январе 1988 г. в Иркутске милиция разогнала «пост защиты Байкала», собиравшийся на центральной торговой площади города каждую неделю, по субботам. С июня 1987 г. природоохранители выставляли пикеты с транспарантами, призывавшими к охране озера. Громко говорили на эту тему, собирали подписи под петициями в защиту окружающей среды. Вот практически и всё. Именно за это их разогнали, отняв транспаранты. После этого началась массированная кампания, в которой ребят клеймили «экстремистами», «подстрекателями» и т.д. и т.п. – в выражениях ни устно, ни письменно не стеснялись. Слово неформалам: «Когда общественность подвергает решения местных органов серьёзной критике, они, как правило, направляют свои усилия на борьбу не с недостатками, а с самими инициативными группами, стремясь доказать населению и трудовым коллективам, что предлагаемые меры нанесут ущерб их интересам».
Играя на сложившихся стереотипах массового сознания («всякая инициатива может идти только сверху и должна быть там одобрена»), аппарат стремился изображать такие группы как некомпетентную или даже вредную силу. И чем консервативнее позиция местных органов, чем менее развиты демократические процедуры принятых решений, тем легче на этом фоне клеймить всех несогласных как «безответственных неформалов».
А ведь эта группа неформалов – совсем особая. Вот несколько примеров программ таких групп: «Мы называемся – молодёжная инициативная группа «Архип и К°», Москва. Название группы включает в себя основное направление нашей деятельности – архитектурные памятники и культура. Цель группы – конкретные дела по восстановлению частично утраченных, композиционно уничтоженных, существующих в искажённом виде многих объектов старой Москвы, в том числе и тех из них, которые не являются непосредственно памятниками архитектуры, но принадлежат к определённому культурному периоду исторического формирования города. Целью группы является также возвращение к жизни имён незаслуженно забытых талантливых зодчих, художников, скульпторов, возвращение на московские улицы и площади скульптур, некогда украшавших город. В наши ближайшие планы входит пропаганда истории московских улиц путём оформления своеобразных мемориальных досок с кратким изложением истории заповедных улиц, наиболее интересных зданий и сооружений».
Сотни молодых юношей и девушек вышли несколько лет назад пикетировать в Ленинграде здание бывшей гостиницы «Англетер», спасая его от фактического уничтожения, задуманного властями под видом реставрации. И добились своего – гостиницу отреставрировали, сохранив её исторический облик. Тогда, вокруг событий, связанных с «Англетером», сложился костяк неформальной группировки, назвавшей себя «Группа спасения памятников».
Были группы «Флора», «Зелёные», «Коммунары», «Историки»…. В Иваново молодые энтузиасты до конца боролись, отстаивая дом, где был образован когда-то первый в России Совет рабочих депутатов. Неформалы отстояли здание Музея Вернадского на проспекте Маркса в Москве. Неформалы внесли свой вклад в отмену проектов поворота сибирских рек, против строительства канала Волга-Чограй, в защиту Арала….
Другие публикации:
Символика цвета
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрол ...
Содержание понятия "международный туризм" в мировой экономике
Операции по международному туризму являют собой вид деятельности, направленной на предоставление разного вида туристических услуг и товаров туристического спроса с целью содействия удовлетворения широкого круга культурных и духовных потре ...
Первые шаги русского балета
В XVII веке были предприняты первые попытки создать балетный театр в России. С самого начала этот театр принадлежал правящим классам и в очень незначительной степени испытывал влияние народного танцевального искусства. Однако весь ход дал ...