Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Материалы » Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Страница 6

После своих резких выпадов сторону церкви, папства и монашества Лоренцо (в 1444 г.) был привлечен к суду инквизиции, от которого его спасло лишь заступничество короля Неаполя

Средневековой схоластике Лоренцо Валла противопоставил гуманистическую филологию. Как филолог Валла продолжил традицию изучения античных рукописей, разработал критический метод анализа текстов, применив его и к изучению Библии. Филологические штудии Валлы нашли отражение в сочинении «Красоты латинского языка» и текстологическом комментарии к Новому Завету, которые были блестящим образцом нового, научного подхода к тексту. Главными историческими сочинениями Валлы являются труд «О деяниях короля Фердинанда Арагонского» и уже упоминавшееся «Рассуждение о подложности…».

Однако широкого развития эпикурейская линия Лоренцо Валлы в гуманистической этике не получила, хотя и нашла во второй половине ХУ в. сторонников в лице ряда римских гуманистов – Помпонио Лето, Каллимаха и др.

Иное направление в итальянском гуманизме ХУ в. составило творчество выдающегося мыслителя, писателя, архитектора и теоретика искусства Леона Баттисты Альберти (1404—1472). Многогранная деятельность Альберти – один из ярких примеров универсальности человека эпохи Возрождения.

Выходец из знатной (оказавшейся в изгнании в Генуе) флорентийской семьи, Альберти окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в 1432 г. получил место в папской канцелярии, где прослужил более 30 лет.

Разносторонне одаренный и хорошо образованный, Альберти внес крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу, архитектуру, занимался проблемами педагогики и этики, математикой и картографией.

Проблемам земной жизни человека посвящены сочинения Альберти-гуманиста – морально-дидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные беседы», а также сочинение «Мом, или о государе».

Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что способствовало распространению его идей в итальянском обществе.

Как практик-архитектор Альберти создал ряд проектов, заложивших в сущности основы ренессансного стиля в архитектуре ХУ в. Как и его предшественники, Альберти занимался проблемами гуманистической этики и создал последовательное, во многом оригинальное (восходящее к Платону, Аристотелю, Цицерону) гуманистическое учение о человеке, основанное на идее гармонии. Свою этическую концепцию Альберти излагает на вольгаре в форме диалогов, она проникнута верой в способность человека к разумному устройству жизни, общества, семьи, государства, верой в способность человека к самосовершенствованию. Высшей ценностью человека по Альберти было не богатство (богатство – это средство обеспечить достойную жизнь), а интеллектуальное совершенство.

По Альберти, идеальный человек гармонично сочетает в себе силы разума и воли, душевный покой и творческую активность. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu ( дословно с итальянского-доблесть, способность). Воля человека, его разум, мудрость, достоинство, чувство меры, способности помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Во власти человека раскрыть свои природные способности и стать творцом самого себя, своей судьбы. Он полагал, что человек изначально наделен способностью к разумному постижению всего сущего, к творчеству (которое он понимал очень широко – от труда ремесленники до уникальной художественной и научной деятельности), созиданию, труду (который для Альберти не наказание за грех, а источник благополучия, славы, душевного комфорта), в чем и состоит его отличие от животного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Романтизм в живописи
Романтическая школа во Франции возникла как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству в целом. Полотна романтических художников отличались экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, тяготением к экзотическим ...

Пирамида Джосера в Саккара
Усыпальница для фараона III династии Джосера имела новый, необычный вид, она состояла из шести мастаб, поставленных друг на друга, и уменьшающихся кверху. Гробница возвышается как «лестница к небу», за что получила свое название – «ступен ...

Жак Луи Давид
Эстетические воззрения Наполеона при всей его решительности и непоколебимости не отличались постоянством. Иногда он требовал откровенной идеализации. Иногда же, особенно когда речь шла о батальных картинах, требовал справедливости деталей ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы