Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Материалы » Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Страница 3

Представители этого направления утверждали идеал активной гражданской жизни и республиканские принципы (принципы равенства, свободы и справедливости). Именно этому направлению были присущи интерес к социально-политической проблематике, которую рассматривали в тесной связи с этикой, историей и педагогикой.

Основоположником, основателем гражданского гуманизма в Италии был ученик Салютати и Хрисолора, канцлер Флорентийской республики (в течение последних 17 лет жизни), великолепный знаток языков древности Леонардо БРУНИ (1374—1444). Флоренции он посвятил свои основные труды (прежде всего политического характера) “Восхваление города Флоренции” (нач. ХУ в.), “О флорентийском государстве” (сер. 30-х гг.) и свою самую известную работу “Историю флорентийского народа” (1439 г.; написанную по заказу коммуны и заложившую, в сущности, основы ренессансной историографии). Он хорошо известен как переводчик с греческого на латинский сочинений Аристотеля, Платона, Плутарха, Демосфена. Его волновали проблемы этики (он является автором ряда работ на моральные темы - “Введение в науку о морали”, “Диалоги к Петру Павлу Гистрию” (гуманисту Пьетро Паоло Верджерио) - и в некоторой степени педагогики, филологии и истории.

В основу этико-политической концепции Бруни лег тезис античной философии о человеке как существе общественном, раскрывающемся в полную силу во взаимодействии с другими людьми. Бруни утверждал, что социальная гармония диктует подчинение личности (и личного блага) интересам общества.

Основной мотив этического учения Бруни – нравственное поведение личности и отдельных групп общества должно исходить из интересов всего общества – позже стал лейтмотивом всего направления гражданского гуманизма.

Лучшей формой государства Бруни считал Флорентийскую республику, основанную на принципах равенства, свободы и справедливости. В своих сочинениях - “Истории флорентийского народа”, “Восхвалении города Флоренции” (нач. ХУ в.), “О флорентийском государстве” Бруни представляет флорентийскую республику как образец пополанской демократии.

Как ему казалось, законы Флоренции обеспечивали ее гражданам свободу от тирании и внешнего порабощения, равенство в политических правах (равенство Бруни трактовал в стиле идей Аристотеля, т.е. как равную ответственность всех граждан перед законом и равенство прав их участия в государственном управлении. Хотя, будучи трезвым политиком, он с сожалением отмечал в своем трактате “О флорентийском государстве”, что реальная власть во Флоренции находится в руках “знатных и богатых”), и справедливость как норму распределения общественных благ. Но все это касалось лишь полноправных граждан Флоренции, под которыми он понимал тех, кто принадлежал к 21 цеху Флоренции и, конечно, составлял небольшую часть населения города. Как гражданин и канцлер Флорентийской республики, Бруни достаточно высоко оценивал конституцию Флоренции “Установления справедливости” и другие ее законы, закреплявшие ее политико-правовой строй.

Безусловно, отстаивая идеалы республиканизма и гражданской свободы, Бруни выражал настроения пополанства.

В дальнейшем, идейные принципы гражданского гуманизма нашли развернутое изложение в трудах (особенно в его диалоге “Гражданская жизнь”, ок. 1439) младшего современника Бруни, видного флорентийского гуманиста и политического деятеля Маттео Пальмиери (1406—1475). Он родился в семье аптекаря и получил образование в университете Флоренции и гуманистическом кружке. Долгие годы Маттео (как и другие гуманисты) занимался политической деятельностью: с 1432 по 1475 гг. занимал во Флоренции более 50 различных должностей, два раза избирался на пост гонфалоньера (1452, 1468 гг.). Известен, прежде всего, своим сочинением “О гражданской жизни” (ок.1439), в котором изложил свою этико-социальную доктрину. Основа этой доктрины – служение общему благу и пользе государства. Именно принцип общего блага и был положен Пальмиери в основу его этики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Строгановский дворец - как пример позднего творчества архитектора
В левые окна автобуса, перед рекой Мойкой Вы можете видеть Строгановский дворец. Из дворцов, построенных Растрелли для елизаветинских вельмож, сохранились только два: графа Михаила Илларионовича Воронцова и барона Сергея Григорьевича Стр ...

Дадаизм
Дадаизм – это авангардное направление в искусстве и литературе Западной Европы. Сложилось в Швейцарии и развивалось с 1916 по 1922 год. Основатель направления румынский поэт Тристан Тцара (1896-1963). Истоки дадаизма восходят к кафе " ...

Искусство Западной Европы хiх – начала ХХ вв. Зарождение модернизма
Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зодчества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — свидетельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Сво ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы