Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Материалы » Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Страница 2

Новые педагогические идеи нашли своих последователей в лице неординарных учителей, которые старались на практике воплотить принципы гуманизма. Именно такими были Гаспарино Барцицца, Витторино да Фельтре, Гварино да Верона и др. Они создали гуманистические школы в ряде итальянских городов: Мантуе, Вероне, Ферраре и т.д., которые были известны всей Италии и привлекали учащихся из других стран. Самым знаменитым учебным заведением стал «Дом радости» блестящего педагога Витторино да Фельтре (Кстати, в частной школе Витторино обучались дети разных сословий – как из семей скромного достатка, так и дети маркиза Гонзага (правителя Мантуи), который вместе с Гварино да Верона осуществил настоящий переворот в системе школьного образования. Он положил в основу своей программы образования дисциплины studia humanitatis. Уровень знаний его учащихся-школяров был настолько высок, что они могли сразу поступать на старшие факультеты университетов (факультеты права, медицинский, теологии).

Гуманисты выступали и в роли преподавателей университетов, их приглашают для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Одним из первых в свои стены стал приглашать гуманистов для чтения лекций по риторике, моральной философии, поэзии Флорентийский университет – Студио (Studio fiorentino).Еще в 1351 г. такое приглашение получил Петрарка (правда, отказавшийся от него). В 1373 г. лектором университета стал Боккаччо, читавший курс о «Божественной комедии» Данте. В дальнейшем произведение великого Данте комментировали гуманисты Джованни Мальпагини, Франческо Филельфо, Кристофоро Ландино и др. Открывшуюся в Студио еще в конце Х1У в. кафедру греческого языка и литературы возглавил славившийся своими знаниями византийский ученый Мануил Хрисолор. Среди его учеников были видные гуманисты Леонардо Бруни, Франческо Барбаро, Пьетро Паоло Верджерио и др. Как правило, в ХУ в. греческий язык и литературу преподавали византийцы. Новым явлением для итальянских университетов (Студио Флоренции, университетов Павии, Милана, Падуи, Болоньи, Феррары) стало преподавание латинской и греческой поэзии, а также по-новому трактовавшейся, на основе обнаруженных в первые десятилетия ХУ в. рукописей сочинений Цицерона «Оратор» и Квинтилиана «Наставление оратору», риторики. Исключительной прерогативой гуманистов было преподавание дисциплин комплекса studio humanitatis.Например, Франческо Филельфо читал курсы риторики и вел занятия по философии и греческому языку в Милане. Лоренцо Валла – курс риторики в Риме и Павии. Почти 40 лет курсы риторики и поэтики во флорентийской Студио читал Кристофоро Ландино. Лекции-комментарии по ораторскому и поэтическому искусству вел и Анджело Полициано.

В первой половине ХУ в., т.е. во 2 период развития гуманизма, происходит его идейная дифференциация и в нем намечаются разные направления.

Складывается несколько направлений в гуманистической этике эпохи Кватроченто, которые отличались своей философской основой и разной трактовкой основных этико-гуманистических проблем (т.е. что есть ”нравственный идеал”, “высшее благо”, как должны складываться отношения личности и общества).

Рубеж Х1У—ХУ вв. был отмечен зарождением во Флоренции “гражданского гуманизма” (термин американского исследователя Г.Барона, США), в котором проблемы этики тесно переплетались с социально-политической мыслью. Гражданский гуманизм сложился на флорентийской почве, во Флоренции и стал одним из ведущих направлений в гуманизме. Это направление наметилось еще в трудах Салютати, но обрело четкие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери и Аламанно Ринуччини.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы