Структура библиотеки – совокупность её подразделений, установление их соподчиненности и взаимоотношений, распределение между ними функций и полномочий. Структура зависит от типа библиотеки, её задач, величины книжного фонда, объема и характера работы по обслуживанию читателей.
В библиотечной практике встречается сочетание лингвистической, видовой, отраслевой, функциональной (или технологической) структур. Чаще всего используется сочетание функциональных структур с отраслевой, в частности, создание читальных залов, отделов по отраслевому признаку; с лингвистической – создание отделов иностранной и национальной литературы; с видовой – создание отделов редких книг и рукописей.
Структура библиотек одного типа, за исключением крупнейших, унифицирована. В библиотеках выделяется абонемент, читальный зал, детское отделение, библиографический отдел. В зависимости от групп системы в библиотеках выделяются следующие отделы:
1) отдел обслуживания,
2) отдел комплектования и обработки литературы,
3) организационно- методический отдел,
4) сектор обслуживания работников сельского хозяйства,
5) нотно-музыкальный отдел,
6) информационно – библиографический отдел,
7) юношеский отдел,
8) административно – хозяйственный отдел.
Основными функциями библиотеки являются:
1) Кумулятивная функция библиотеки реализуется посредством сбора и концентрации разнообразных по форме, содержанию и целевому назначению документов независимо от времени и места их создания.
2) Мемориальная. Суть мемориальной функции заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи во времени и пространстве.
2) Коммуникативная. Коммуникативная функция библиотеки реализуется посредством удовлетворения информационных и социально-культурных потребностей пользователей
3) Образовательная,
4) Научно-вспомогательная,
5) Производственно-вспомогательная. Научно-вспомогательные и производственно-вспомогательные функции реализуются путем создания условий для информационного содействия науке, экономике и производству.
6) содействие систематическому образованию, самообразованию;
7) обеспечение возможности для творческого развития личности;
приобщение людей к культурному наследию, развитие в них способности воспринимать искусство, научные достижения;
8) Досуговая. Досуговая функция библиотеки реализуется путем создания условий для организации интеллектуального досуга.
Другие публикации:
Хило Чен
Хи Ло Чен, или Хило Чен (Hilo Chen) – современный американский художник. Работает в жанре гиперреализма. Чен (наст. Юи Люм) родился в 1942 на Тайване и уже позже в 1970-х годах получил американское гражданство. Образование и степень бакал ...
Кино эпохи джаза
После первой мировой войны Америка претерпела разительные перемены. Неотъемлемой частью ее жизни стали автомобили, радио, бульварная пресса и новое направление в музыке, названное джазом. Молодое поколение американцев рассматривало 1920-е ...
Искусство эпохи Возрождения
Литература в Японии расцвела после того, как пустило корни образование. Под покровительством провинциальных аристократов, поощрявших изучение китайских классиков, религии и культуры, находились различные школы. Вскоре, как и в средневеков ...