Второй этап итальянского гуманизма охватывает первые четыре десятилетия ХV в. – начало 50-х гг. ХVI в.
Именно в это время гуманизм превращается в широкое культурное движение. Характерным явлением периода было возникновение многочисленных центров культуры. Такими центрами становятся Флоренция (она была безусловным лидером до конца ХУ в.- начала ХУ1 в.), Милан, Венеция, Неаполь, Рим, затем Феррара, Мантуя, Болонья, Урбино, Римини. Иными словами гуманистические идеи и в целом культура Ренессанса начали распространяться вширь. В этот период (о чем мы еще подробнее скажем ниже) стали возникать и формироваться различные художественных школы (в искусстве) и основные направления гуманизма.
Кроме того, первая половина ХУ в. была отмечена созданием гуманистических школ; отдельные дисциплины гуманитарного комплекса studia humanitatis (помимо риторики, грамматики, диалектики, которые и в эпоху средних веков преподавались на артистическом факультете) получили право преподавания в университетах.
В начале ХV в. сделали первые успешные шаги новая система образования и гуманистическая педагогика. Одним из первых обстоятельных теоретических трудов по вопросам воспитания и образования стал трактат “О благородных нравах и свободных науках” (1402) ученика Салютати гуманиста Пьетро Паоло Верджерио. Немалое распространение в начале ХУ в. получил и трактат доминиканского монаха (позже епископа и кардинала) Джованни Доминичи “Наставление в семейных делах”. В этих сочинениях были выдвинуты (имевшие общие точки соприкосновения) программы обучения и принципы воспитания, видевшие конечную цель образования в утверждении нравственно совершенного человека. Вместе с тем эти программы существенно различались и стали символами двух подходов к культуре – гуманистического и церковного. Верджерио настаивал на обучении детей благородным искусствам и свободным наукам, к которым он относил как традиционные artes liberales (семь свободных искусств), так и гражданские науки – историю и моральную философию. Цель образоваия по Верджерио – приобретение разносторонних знаний, помогающих в жизненных делах, его идеалом был гармонически развитый человек. В методах воспитания, как считал Верджерио, важны не принуждение и наказание, а авторитет родителей и учителя и интерес самого ученика к знаниям.
Доминичи в своем трактате поставил иную педагогическую задачу. Будучи обеспокоенным слишком, на его взгляд, светской и даже «безнравственной» обстановкой в школах Флоренции, Доминичи призвал сделать упор на домашнее воспитание и образование, придав им религиозный характер. В целом, концепция Доминичи представляла собой наиболее консервативную линию в средневековой педагогике. Он осуждал чтение языческих авторов, особенно поэтов, как безнравственное занятие. Гуманисты же, напротив, отводили главное место в своей программе образования изучению античного наследия.
Педагогическая тема стала одной из важнейших в гуманистической литературе первой половины ХУ в. Ей посвятили свои трактаты Леонардо Бруни «О научных и литературных занятиях», Маффео Веджо «О воспитании юношей»; специальные разделы о воспитании и образовании находились в сочинениях Леона Баттиста Альберти «О семье» и Маттео Пальмиери «Гражданская жизнь». Имея некоторые оттенки, все эти авторы были солидарны в основном, а именно в светской ориентации всей системы воспитания и образования, направленной на формирование всесторонне развитого, нравственного, эрудированного и граждански активного человека. Не призывая к отказу от земных удовольствий, все они говорили об уважении к религии.
Другие публикации:
Время как фактор композиции
О времени в связи с картиной, по мнению Волкова Н.Н., можно говорить в четырех аспектах: как о творческом времени, как о времени ее восприятия, как о времени локализации в истории искусства и в творческой жизни художника, и, наконец, об и ...
Развитие культуры ХХ века в России
Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Начало ХХ века, это время расцвета русского театрального искусства, связанного с именами К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермоловой. Музыкальное творчеств ...
История возникновения графики
Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте). Этот вид включает рисунок и печатные художественны ...