Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Материалы » Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Страница 1

Второй этап итальянского гуманизма охватывает первые четыре десятилетия ХV в. – начало 50-х гг. ХVI в.

Именно в это время гуманизм превращается в широкое культурное движение. Характерным явлением периода было возникновение многочисленных центров культуры. Такими центрами становятся Флоренция (она была безусловным лидером до конца ХУ в.- начала ХУ1 в.), Милан, Венеция, Неаполь, Рим, затем Феррара, Мантуя, Болонья, Урбино, Римини. Иными словами гуманистические идеи и в целом культура Ренессанса начали распространяться вширь. В этот период (о чем мы еще подробнее скажем ниже) стали возникать и формироваться различные художественных школы (в искусстве) и основные направления гуманизма.

Кроме того, первая половина ХУ в. была отмечена созданием гуманистических школ; отдельные дисциплины гуманитарного комплекса studia humanitatis (помимо риторики, грамматики, диалектики, которые и в эпоху средних веков преподавались на артистическом факультете) получили право преподавания в университетах.

В начале ХV в. сделали первые успешные шаги новая система образования и гуманистическая педагогика. Одним из первых обстоятельных теоретических трудов по вопросам воспитания и образования стал трактат “О благородных нравах и свободных науках” (1402) ученика Салютати гуманиста Пьетро Паоло Верджерио. Немалое распространение в начале ХУ в. получил и трактат доминиканского монаха (позже епископа и кардинала) Джованни Доминичи “Наставление в семейных делах”. В этих сочинениях были выдвинуты (имевшие общие точки соприкосновения) программы обучения и принципы воспитания, видевшие конечную цель образования в утверждении нравственно совершенного человека. Вместе с тем эти программы существенно различались и стали символами двух подходов к культуре – гуманистического и церковного. Верджерио настаивал на обучении детей благородным искусствам и свободным наукам, к которым он относил как традиционные artes liberales (семь свободных искусств), так и гражданские науки – историю и моральную философию. Цель образоваия по Верджерио – приобретение разносторонних знаний, помогающих в жизненных делах, его идеалом был гармонически развитый человек. В методах воспитания, как считал Верджерио, важны не принуждение и наказание, а авторитет родителей и учителя и интерес самого ученика к знаниям.

Доминичи в своем трактате поставил иную педагогическую задачу. Будучи обеспокоенным слишком, на его взгляд, светской и даже «безнравственной» обстановкой в школах Флоренции, Доминичи призвал сделать упор на домашнее воспитание и образование, придав им религиозный характер. В целом, концепция Доминичи представляла собой наиболее консервативную линию в средневековой педагогике. Он осуждал чтение языческих авторов, особенно поэтов, как безнравственное занятие. Гуманисты же, напротив, отводили главное место в своей программе образования изучению античного наследия.

Педагогическая тема стала одной из важнейших в гуманистической литературе первой половины ХУ в. Ей посвятили свои трактаты Леонардо Бруни «О научных и литературных занятиях», Маффео Веджо «О воспитании юношей»; специальные разделы о воспитании и образовании находились в сочинениях Леона Баттиста Альберти «О семье» и Маттео Пальмиери «Гражданская жизнь». Имея некоторые оттенки, все эти авторы были солидарны в основном, а именно в светской ориентации всей системы воспитания и образования, направленной на формирование всесторонне развитого, нравственного, эрудированного и граждански активного человека. Не призывая к отказу от земных удовольствий, все они говорили об уважении к религии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Эйтор Вилла-Лобос – ярчайший представитель музыкальной культуры Бразилии
Писать музыку для меня необходимость . Я пишу потому, что не могу не писать. Э. Вилла-Лобос Первые сочинения Вилла-Лобоса — песни и танцевальные пьески двенадцатилетнего музыканта-самоучки — помечены 1899 г. В последующие 60 лет творчес ...

Ермолова и театр
К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Эстрелья ("Звезда Севильи" Лопе де Вега, 1886), Федра (о. п. Расина, 1890), Сафо (о. п. Грильпарпера, 1892), Офелия (1878, 1891), Гермиона ("Зимняя сказка", 1887), леди Макбет ...

Периодизация классицизма
В европейской художественной культуре формируются национальные школы - французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Почти одновременно складывается художественный стиль классицизм, а также проявляют себя тенденции реалистическог ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы