Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Материалы » Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Страница 1

Второй этап итальянского гуманизма охватывает первые четыре десятилетия ХV в. – начало 50-х гг. ХVI в.

Именно в это время гуманизм превращается в широкое культурное движение. Характерным явлением периода было возникновение многочисленных центров культуры. Такими центрами становятся Флоренция (она была безусловным лидером до конца ХУ в.- начала ХУ1 в.), Милан, Венеция, Неаполь, Рим, затем Феррара, Мантуя, Болонья, Урбино, Римини. Иными словами гуманистические идеи и в целом культура Ренессанса начали распространяться вширь. В этот период (о чем мы еще подробнее скажем ниже) стали возникать и формироваться различные художественных школы (в искусстве) и основные направления гуманизма.

Кроме того, первая половина ХУ в. была отмечена созданием гуманистических школ; отдельные дисциплины гуманитарного комплекса studia humanitatis (помимо риторики, грамматики, диалектики, которые и в эпоху средних веков преподавались на артистическом факультете) получили право преподавания в университетах.

В начале ХV в. сделали первые успешные шаги новая система образования и гуманистическая педагогика. Одним из первых обстоятельных теоретических трудов по вопросам воспитания и образования стал трактат “О благородных нравах и свободных науках” (1402) ученика Салютати гуманиста Пьетро Паоло Верджерио. Немалое распространение в начале ХУ в. получил и трактат доминиканского монаха (позже епископа и кардинала) Джованни Доминичи “Наставление в семейных делах”. В этих сочинениях были выдвинуты (имевшие общие точки соприкосновения) программы обучения и принципы воспитания, видевшие конечную цель образования в утверждении нравственно совершенного человека. Вместе с тем эти программы существенно различались и стали символами двух подходов к культуре – гуманистического и церковного. Верджерио настаивал на обучении детей благородным искусствам и свободным наукам, к которым он относил как традиционные artes liberales (семь свободных искусств), так и гражданские науки – историю и моральную философию. Цель образоваия по Верджерио – приобретение разносторонних знаний, помогающих в жизненных делах, его идеалом был гармонически развитый человек. В методах воспитания, как считал Верджерио, важны не принуждение и наказание, а авторитет родителей и учителя и интерес самого ученика к знаниям.

Доминичи в своем трактате поставил иную педагогическую задачу. Будучи обеспокоенным слишком, на его взгляд, светской и даже «безнравственной» обстановкой в школах Флоренции, Доминичи призвал сделать упор на домашнее воспитание и образование, придав им религиозный характер. В целом, концепция Доминичи представляла собой наиболее консервативную линию в средневековой педагогике. Он осуждал чтение языческих авторов, особенно поэтов, как безнравственное занятие. Гуманисты же, напротив, отводили главное место в своей программе образования изучению античного наследия.

Педагогическая тема стала одной из важнейших в гуманистической литературе первой половины ХУ в. Ей посвятили свои трактаты Леонардо Бруни «О научных и литературных занятиях», Маффео Веджо «О воспитании юношей»; специальные разделы о воспитании и образовании находились в сочинениях Леона Баттиста Альберти «О семье» и Маттео Пальмиери «Гражданская жизнь». Имея некоторые оттенки, все эти авторы были солидарны в основном, а именно в светской ориентации всей системы воспитания и образования, направленной на формирование всесторонне развитого, нравственного, эрудированного и граждански активного человека. Не призывая к отказу от земных удовольствий, все они говорили об уважении к религии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Детали конструкций
Обработка камней твердых пород Египетские песчаники и известняки легко поддаются обработке, которая может производиться и без помощи железных орудий. Однако египтяне пользовались не только мягкими породами камней. О твердых породах свиде ...

Пирамида
Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства. Отдельные пирамиды носили названия, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали. ...

Абстракция и стилизация
Каждая картина является, по сути дела, неким набором наиболее характерных черт изображаемого предмета, так как фотографически точно воспроизвести его все равно невозможно. Поэтому в искусстве вопрос ставится иначе: какова приемлемая степе ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы