Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Материалы » Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Страница 5

Наряду с этико-политической концепцией гражданского гуманизма в итальянском гуманизме первых десятилетий ХУ в. возникло и другое направление – эпикурейское, нашедшее яркое воплощение в учении Лоренцо ВАЛЛЫ (1407—1457).

Лоренцо Валла был выдающимся гуманистом ХУ в., деятельность его протекала в Милане, Неаполе (где он служил с 1435 г. секретарем у короля Альфонса Арагонского), Павии (здесь он преподавал риторику), Риме (где провел последний период жизни в качестве секретаря папской курии). Наследие Лоренцо обширно и весьма многообразно. Это труды по истории, филологии, философии, этике и т.д.

Лоренцо был автором этико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (или «О наслаждении», 30-е гг.). В диалоге «Об истинном и ложном благе» он развивал этическую концепцию наслаждения как высшего блага, разработанную под влиянием учения Эпикура. Валла считал, что основная особенность человеческой натуры – это способность испытывать наслаждение (voluptas). Стремление человека к духовным и чувственным наслаждениям – закон природы. Человек, считал Лоренцо, пришел в этот мир не ради печального приготовления к смерти, а для наслаждения (например, красотой мира). Он отдавал должное чувственному наслаждению и наслаждению разума.

Валла не любил и осуждал аскетическую мораль, особенно ее крайние проявления – уход от радостей земного мира в мир монашества, умерщвление плоти и т.д. Он всячески оправдывал телесное наслаждение, запретное для христианской морали. Лоренцо находил, что стремление человека к чувственным наслаждениям вполне оправданно, поскольку оно вызвано инстинктом самосохранения, свойственным каждому человеку. Отсюда проистекает и важный этический принцип Валлы – избегай страданий и ищи радостей.

В этике Валлы наслаждение отождествляется с благом, счастьем, а также пользой. Категория «полезности», наряду с понятием «наслаждение», было основополагающей в этике гуманиста. Полезность наслаждения естественна. Но в стремлении к пользе и наслаждению каждого не должны нарушаться интересы других людей. Принцип взаимной полезности, по мнению Валлы, лежит в основе общественного и государственного устройства.

В сущности, Лоренцо Валла выдвинул свое понимание нравственности с учетом личного интереса человека. В целом, этическое учение Валлы вело к утверждению светской и антиаскетической морали, оправдывало мирские радости бытия и, безусловно, не могло не оказаться в противоречии с принципами официальной (церковной) морали. В своем произведении «О монашеском обете» (1442) он, фактически, бросил ей вызов, а также подверг сомнению правомерность существования института монашества, поскольку настоящее благочестие, как он считал, заключалось не в обете, насилующем плоть, а в радостях мирской жизни.

Еще более смелым был его антицерковный памфлет «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (на этом документе папство основывало свои притязания на светскую власть) (1440), в котором Валла, опираясь на данные исторической географии, лингвистики, и др. наук, доказал фальшивость Дарственной грамоты Константина, выступив против права пап на светскую власть. Валла стремился ограничить прерогативы церкви только верой, считая светскую культуру и христианскую религию сферами независимыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Генетические связи субкультур
Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. По ...

Культура XIV–XV вв
Особое место в истории занимает культура. На исходе Средневековья европейцы стали проявлять особый интерес к эпохе античности. Наиболее сильным этот интерес был в Италии, наследнице культуры Древнего Рима. Нередко здесь среди развалин дре ...

Художественный образ и символ. Условность в искусстве
Искусство постоянно пользуется художественными образами. Изображая или используя какой-то предмет, автор зачастую наделяет его символическим смыслом. В некотором смысле, изображение одного предмета может отсылать зрителя к огромному колич ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы