Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Материалы » Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Страница 5

Наряду с этико-политической концепцией гражданского гуманизма в итальянском гуманизме первых десятилетий ХУ в. возникло и другое направление – эпикурейское, нашедшее яркое воплощение в учении Лоренцо ВАЛЛЫ (1407—1457).

Лоренцо Валла был выдающимся гуманистом ХУ в., деятельность его протекала в Милане, Неаполе (где он служил с 1435 г. секретарем у короля Альфонса Арагонского), Павии (здесь он преподавал риторику), Риме (где провел последний период жизни в качестве секретаря папской курии). Наследие Лоренцо обширно и весьма многообразно. Это труды по истории, филологии, философии, этике и т.д.

Лоренцо был автором этико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (или «О наслаждении», 30-е гг.). В диалоге «Об истинном и ложном благе» он развивал этическую концепцию наслаждения как высшего блага, разработанную под влиянием учения Эпикура. Валла считал, что основная особенность человеческой натуры – это способность испытывать наслаждение (voluptas). Стремление человека к духовным и чувственным наслаждениям – закон природы. Человек, считал Лоренцо, пришел в этот мир не ради печального приготовления к смерти, а для наслаждения (например, красотой мира). Он отдавал должное чувственному наслаждению и наслаждению разума.

Валла не любил и осуждал аскетическую мораль, особенно ее крайние проявления – уход от радостей земного мира в мир монашества, умерщвление плоти и т.д. Он всячески оправдывал телесное наслаждение, запретное для христианской морали. Лоренцо находил, что стремление человека к чувственным наслаждениям вполне оправданно, поскольку оно вызвано инстинктом самосохранения, свойственным каждому человеку. Отсюда проистекает и важный этический принцип Валлы – избегай страданий и ищи радостей.

В этике Валлы наслаждение отождествляется с благом, счастьем, а также пользой. Категория «полезности», наряду с понятием «наслаждение», было основополагающей в этике гуманиста. Полезность наслаждения естественна. Но в стремлении к пользе и наслаждению каждого не должны нарушаться интересы других людей. Принцип взаимной полезности, по мнению Валлы, лежит в основе общественного и государственного устройства.

В сущности, Лоренцо Валла выдвинул свое понимание нравственности с учетом личного интереса человека. В целом, этическое учение Валлы вело к утверждению светской и антиаскетической морали, оправдывало мирские радости бытия и, безусловно, не могло не оказаться в противоречии с принципами официальной (церковной) морали. В своем произведении «О монашеском обете» (1442) он, фактически, бросил ей вызов, а также подверг сомнению правомерность существования института монашества, поскольку настоящее благочестие, как он считал, заключалось не в обете, насилующем плоть, а в радостях мирской жизни.

Еще более смелым был его антицерковный памфлет «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (на этом документе папство основывало свои притязания на светскую власть) (1440), в котором Валла, опираясь на данные исторической географии, лингвистики, и др. наук, доказал фальшивость Дарственной грамоты Константина, выступив против права пап на светскую власть. Валла стремился ограничить прерогативы церкви только верой, считая светскую культуру и христианскую религию сферами независимыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Наполеон Бонапарт
Прежде чем начать анализировать картины французских художников логичным будет рассказать о самом Наполеоне Бонапарте. Но не как о великом полководце, императоре и государственном деятеле в общем, а как о личности. И, конечно же, представи ...

Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто
Второй этап итальянского гуманизма охватывает первые четыре десятилетия ХV в. – начало 50-х гг. ХVI в. Именно в это время гуманизм превращается в широкое культурное движение. Характерным явлением периода было возникновение многочисленных ...

Микеланджело Буонарро́ти
Микела́нджело Буонарро́ти (полное имя — Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни, (итал. Michelangelo di Franc ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы