Учреждения для детей и подростков в Советское время

Материалы » Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России » Учреждения для детей и подростков в Советское время

Страница 7

В эти тяжелые для страны годы детские учреждения и организации проявляли немало заботы о детях: повсеместно организовывались оздоровительные площадки, устраивались новогодние елки с подарки, проводились Недели детской книги, празднования памятных календарных дат и пр.

Восстановление сети детских учреждений, обеспечение их кадрами специалистов стало основной задачей послевоенных лет. В первую очередь открывались Дома пионеров и детские секторы профсоюзных клубов.

В 50-е годы клуб стал учреждением с постоянно меняющейся аудиторией детей и подростков, что повлияло на уменьшение его воспитательного потенциала. Клуб из учреждений детей, основным принципом которого была самодеятельность участников, превращался в учреждение, обслуживающее детей. Активные формы заменялись мероприятиями с детьми - зрителями, слушателями. Неоправданная парадность и громкие цифры положительных результатов мешали углублению педагогической деятельности.

В начале 60-х годов ЦК ВЛКСМ направил усилия на активизацию клубной работы. Было утверждено положение о юношеских клубах, поддержана инициатива ленинградцев и распространено по всей стране коммунарское движение, способствовавшее развитию общественной активности подростков, уделено особое внимание клубной работе по месту жительства.

В 60 - 70-е годы продолжалось упрочнение педагогической направленности клубной деятельности. Развертывается работа по изучению интересов и потребностей подрастающего поколения в свободное время. Разрастается движение за вовлечение в клубную деятельность так называемых трудных подростков, позволившее целенаправить педагогическое воздействие клуба.

В 70-е - 80-е гг. в отличие от предыдущего периода в структуре досуга изменилось соотношение общественно-организованных форм и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявились процессы "одомашнивания" досуга, замедления темпов роста посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям резкое ее снижение. Это коснулось в частности кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов. Но параллельно с этим явлением широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Формы ее проявления были различны: подростково-молодежные компании с ориентацией на "уличное" общение, "молодежные вечеринки", "подпольные" рок-группы (российский андеграунд). Начали набирать силу неформальные молодежные объединения: хип-система, панки, рокеры всех оттенков, брейкеры, объединения фанатов спортивных клубов и пр.

Молодежь проявляла повышенный интерес к неоформленной институционально любительской деятельности. По сравнению с предыдущим периодом масштабы ее расширились, возникали новые виды любительских объединений, например, клубы любителей бега и др.

В эти годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговых учреждений. Происходило формирование комплексной системы объектов культуры в районных центрах: наряду с районными Домами культуры создавались детские музыкальные школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры и отдыха, художественно-оформительские мастерские и т.д.

Таким образом, 1) в советский период учреждения культуры для детей и подростков, или прообразы этих учреждений начинают оформляться в определенную сеть внешкольных учреждений, которая позже трансформируется в систему дополнительного образования.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие публикации:

Мейрхольд и Станиславский
Мейерхольд в конце марта 1905 года приехал в Москву и провел переговоры со Станиславским об организации нового театра. Станиславскому он писал: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои ...

Московские памятники
Московские памятники имеют давнюю историю. На Руси издревле значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей. Так, Новодевичий монастырь был основан в честь взятия Смоленска ...

Рафаэлла Спенс
Рафаэлла Спенс (Raphaella Spence) – английский художник. Работает в жанре фотореализма (гиперреализма). Родилась в 1978 в Лондоне. В конце 1970-х ее семья переехала во Францию, где Рафаэлла Спенс провела первые восемь лет своей жизни. Ког ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы