Культуру можно разделить на две части – культурную статику и культурную динамику. К культурной статике относят внутреннее строение культуры, то есть совокупность базисных элементов, их сочетания, а также основные черты и формы культуры.
Так, например, основными элементами культуры являются материальная и духовная культура. Материальная культура включает физические объекты, созданные человеком в процессе взаимодействия с природой. Иногда эти объекты называют артефактами. Артефакты – это жилой дом, орудия труда, книга и др. Духовную же культуру образуют нематериальные объекты, существующие в нашем сознании и поддерживаемые человеческим общением. К многообразным элементам духовной культуры мы относим мифы, знания, идеи, ценности, символы, обычаи и традиции, ритуалы, язык и многое другое.
Понятно, что материальная и духовная культуры существуют не в отрыве друг от друга, а в прямом взаимодействии. Так, ношение галстука есть часть светского этикета и выражает символичное действие. Но в то же время сам галстук (или церемония захоронения) являются артефактом.
В зависимости от того, кто является творцом культуры различают следующие ее основные формы: элитарная, массовая, народная, а также основные ее разновидности – субкультуру и контркультуру.
Культура находится в динамике, это значит, что она возникает, развивается и деградирует. Поэтому культурная динамика описывает изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве.
В теории культуры сложились различные подходы к объяснению динамики культуры, ее источников и факторов.
Для того чтобы ответить на вопрос: как и почему меняется культура необходимо обратиться к историческим учениям о развитии и типологии культур. В европейской науке XIX – XX вв. сложилась определенная традиция, благодаря которой основные тенденции изменения культурно-исторического процесса рассматриваются либо как циклические, либо как линейные. Из пройденного курса мы знаем, что циклические концепции трактуют культурную историю человечества в качестве совокупности истории отдельных культур, где каждая из них проходит свой цикл развития от рождения до смерти. Особенность циклических изменений в том, что они повторимы. В некоторых случаях, как пишет Б.С. Ерасов, они определяются как волнообразные. «Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений». В качестве примера можно вспомнить индийскую «сансару». «Сансара» в индуизме представлена в качестве своеобразного «колеса» жизни и смерти, которое воспроизводит и вновь уносит жизнь каждого человека. Представления о цикличности мы можем встретить еще и первого греческого историка Геродота, который утверждал, что нет единой истории, а существуют лишь отдельные истории. В Ветхом завете в книге Экклезиаста мы находим интересную фразу древнеиудейского пророка: «Нет ничего нового под солнцем». Это говорит о том, что в мире совершаются постоянные уход и возвращение.
В рамках циклических теорий часто используется вариант инверсии. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания – от одного полюса культурных значений к другому. Она возможна в том случае, если в культуре не сложилось устойчивого ядра или прочной структуры. Инверсия во временном отношении может охватывать разные периоды – от десятилетий до нескольких веков. (Переход от язычества к монотеизму, от монотеизма к атеизму, от атеизма к возрождению монотеизма). Иногда инверсия может привести к реставрации прошлого и восстановлению некоторых существенных компонентов духовной жизни. Например, эпоха Возрождения связана с возвращением культурного наследия Античности, однако в ходе Реформации и Контрреформации происходит частичное восстановление идей монотеизма.
В отличие от циклических теорий, «линейная» модель интерпретирует развитие истории и культуры общества как прямолинейное поступательное движение. Еще древнегреческий историк Полибий в жизни отдельных народов усматривал общие черты, составляющие единую для всех историю человечества. Линейная модель всемирной истории зародилась на Ближнем Востоке на рубеже VI – V вв. до н.э. в учении зороастризма.
Другие публикации:
Нью-Йорк,
1985—1989 гг
В период с 1985 по 1989 годы в граффити остались самые стойкие райтеры. Последним ударом для граффитчиков было то, что вагоны метро стали отправлять на металлолом. Вследствие ужесточения мер, принимаемых властями, искусство граффити шагну ...
Эволюция католической музыки средневековья
Я хочу заглянуть глубоко в века. На самом деле, готика – это архитектурный стиль бытовавший в средние века. Его отличительные черты: мрачность, строгость величественность. Но что же тогда происходило с музыкой и имеет ли она какие-либо сх ...
Преобразования библиотечной науки в 18 веке
В первой четверти 18 в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. . При школах создаются школьные библиотеки.
В своём трактате “Духовном регламенте” в издаваемых правительством Петра Первого законах ...