Культура во времени и пространстве

Материалы » История и теория культуры » Культура во времени и пространстве

Страница 1

Культуру можно разделить на две части – культурную статику и культурную динамику. К культурной статике относят внутреннее строение культуры, то есть совокупность базисных элементов, их сочетания, а также основные черты и формы культуры.

Так, например, основными элементами культуры являются материальная и духовная культура. Материальная культура включает физические объекты, созданные человеком в процессе взаимодействия с природой. Иногда эти объекты называют артефактами. Артефакты – это жилой дом, орудия труда, книга и др. Духовную же культуру образуют нематериальные объекты, существующие в нашем сознании и поддерживаемые человеческим общением. К многообразным элементам духовной культуры мы относим мифы, знания, идеи, ценности, символы, обычаи и традиции, ритуалы, язык и многое другое.

Понятно, что материальная и духовная культуры существуют не в отрыве друг от друга, а в прямом взаимодействии. Так, ношение галстука есть часть светского этикета и выражает символичное действие. Но в то же время сам галстук (или церемония захоронения) являются артефактом.

В зависимости от того, кто является творцом культуры различают следующие ее основные формы: элитарная, массовая, народная, а также основные ее разновидности – субкультуру и контркультуру.

Культура находится в динамике, это значит, что она возникает, развивается и деградирует. Поэтому культурная динамика описывает изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

В теории культуры сложились различные подходы к объяснению динамики культуры, ее источников и факторов.

Для того чтобы ответить на вопрос: как и почему меняется культура необходимо обратиться к историческим учениям о развитии и типологии культур. В европейской науке XIX – XX вв. сложилась определенная традиция, благодаря которой основные тенденции изменения культурно-исторического процесса рассматриваются либо как циклические, либо как линейные. Из пройденного курса мы знаем, что циклические концепции трактуют культурную историю человечества в качестве совокупности истории отдельных культур, где каждая из них проходит свой цикл развития от рождения до смерти. Особенность циклических изменений в том, что они повторимы. В некоторых случаях, как пишет Б.С. Ерасов, они определяются как волнообразные. «Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений». В качестве примера можно вспомнить индийскую «сансару». «Сансара» в индуизме представлена в качестве своеобразного «колеса» жизни и смерти, которое воспроизводит и вновь уносит жизнь каждого человека. Представления о цикличности мы можем встретить еще и первого греческого историка Геродота, который утверждал, что нет единой истории, а существуют лишь отдельные истории. В Ветхом завете в книге Экклезиаста мы находим интересную фразу древнеиудейского пророка: «Нет ничего нового под солнцем». Это говорит о том, что в мире совершаются постоянные уход и возвращение.

В рамках циклических теорий часто используется вариант инверсии. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания – от одного полюса культурных значений к другому. Она возможна в том случае, если в культуре не сложилось устойчивого ядра или прочной структуры. Инверсия во временном отношении может охватывать разные периоды – от десятилетий до нескольких веков. (Переход от язычества к монотеизму, от монотеизма к атеизму, от атеизма к возрождению монотеизма). Иногда инверсия может привести к реставрации прошлого и восстановлению некоторых существенных компонентов духовной жизни. Например, эпоха Возрождения связана с возвращением культурного наследия Античности, однако в ходе Реформации и Контрреформации происходит частичное восстановление идей монотеизма.

В отличие от циклических теорий, «линейная» модель интерпретирует развитие истории и культуры общества как прямолинейное поступательное движение. Еще древнегреческий историк Полибий в жизни отдельных народов усматривал общие черты, составляющие единую для всех историю человечества. Линейная модель всемирной истории зародилась на Ближнем Востоке на рубеже VI – V вв. до н.э. в учении зороастризма.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Культура советского общества, современная социокультурная ситуация
Сложный и противоречивый путь прошла культура советского общества. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются сегодня, можно найти совершенно противоположные точки зрения и оценки всего происходившего в э ...

Формирование и основные черты античной древнегреческой цивилизации
Античность(древность) ввели итальянские гуманисты в эпоху возрождения(обозначение греко-римской культуры). Развитие древне Греции: I-критомекенская цивилизация (3-2 тысячелетие до н.эналичие дворцов –цитаделей, мощных архитектурных компле ...

Фэндом и возникновение молодежных субкультур
Фэндом (англ. fandom - фанатство) - сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как "тусовочный" юмор и сленг, схожие и ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы