Живопись: традиции и новации

Материалы » Живопись советского периода » Живопись: традиции и новации

Страница 1

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь".

Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания.

Эти процессы коснулись не только живописи, но и всей культуры в целом. Появляются новые объединения: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912). Творчество художников, участвовавших в этих группах (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов и др.), очень разных по своей художественной манере, несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к реализму и символизму, экспериментаторство в области цвета и формы.

К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К. Малевич, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающей среде не конкретные реалии и свидетельства социальной ситуации, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.

Послеоктябрьские годы характеризовались поиском новых направлений в изобразительном искусстве. Своеобразной лабораторией, где разрабатывались теоретические, творческие и педагогические исследования, явился Витебск. Тут в январе 1918 года начала действовать народная художественная школа, которая потом вошла в историю мирового искусства. Ее организатором, а с февраля 1919 года и директором, был Марк Шагал. В связи с отсутствием педагогов он выступил с обращением к «художникам революционерам» из других городов приехать на работу в Витебск. Скоро на витебской земле очутилась плеяда талантливых художников, представителей разных течений: Л.М. Лисицкий, В.В. Ермолаева. В ноябре 1919 года в Витебск приезжает Казимир Малевич, основатель новой художественного течения – супрематизма. В его основе лежало новое представление об объеме и плоскости, покое и движении, новые взаимосвязи между предметами и окружающей средой. Это была и новая и оригинальная концепция художественного творчества. Ее представляла загадочная картина «Черный квадрат». Космос в Космосе – так можно обозначить эту картину. К. Малевич создал объединение художников – «УНОВИС». Эта аббревиатура, по мнению организаторов, обозначала обновление (от слова «уновись»). Его члены считали, что когда «революция для того пришла чтоб разрушить старый свет и построить новый», то этот новый свет должен исправлять новые формы. И художники по рецепту своего учителя стали создавать безликость разнообразных комбинаций из геометрических фигур. Уновисты разработали такой язык искусства, который открыл путь к промышленному дизайну, художественному конструированию. Идеи витебских авангардистов выявили, в дальнейшем, находки и достижения мировой архитектуры и дизайна, книжной и промышленной графики, хотя в этом новом деле также не обошлось без перегибов.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Искусство первобытного человека. Начало исследований
Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в свое время явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского ...

Композиционные закономерности изображения на плоскости
Понятие "крупность плана". Решение композиционных задач путем выбора точки съемки - наиболее распространенный способ в фотографии. Даже условия событийной, хроникальной съемки, в каком бы жестком режиме времени она ни протекала ...

Краткая история граффити-культуры с "древнейших времен"
Первыми образцами граффити считаются наскальные рисунки. Когда под слоем пепла нашли Помпеи, обнаружили обломки городской стены, покрытые множеством надписей. Эти надписи известны под названием "граффити Помпеи". Известны такж ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы