Живопись: традиции и новации

Материалы » Живопись советского периода » Живопись: традиции и новации

Страница 1

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь".

Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания.

Эти процессы коснулись не только живописи, но и всей культуры в целом. Появляются новые объединения: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912). Творчество художников, участвовавших в этих группах (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов и др.), очень разных по своей художественной манере, несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к реализму и символизму, экспериментаторство в области цвета и формы.

К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К. Малевич, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающей среде не конкретные реалии и свидетельства социальной ситуации, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.

Послеоктябрьские годы характеризовались поиском новых направлений в изобразительном искусстве. Своеобразной лабораторией, где разрабатывались теоретические, творческие и педагогические исследования, явился Витебск. Тут в январе 1918 года начала действовать народная художественная школа, которая потом вошла в историю мирового искусства. Ее организатором, а с февраля 1919 года и директором, был Марк Шагал. В связи с отсутствием педагогов он выступил с обращением к «художникам революционерам» из других городов приехать на работу в Витебск. Скоро на витебской земле очутилась плеяда талантливых художников, представителей разных течений: Л.М. Лисицкий, В.В. Ермолаева. В ноябре 1919 года в Витебск приезжает Казимир Малевич, основатель новой художественного течения – супрематизма. В его основе лежало новое представление об объеме и плоскости, покое и движении, новые взаимосвязи между предметами и окружающей средой. Это была и новая и оригинальная концепция художественного творчества. Ее представляла загадочная картина «Черный квадрат». Космос в Космосе – так можно обозначить эту картину. К. Малевич создал объединение художников – «УНОВИС». Эта аббревиатура, по мнению организаторов, обозначала обновление (от слова «уновись»). Его члены считали, что когда «революция для того пришла чтоб разрушить старый свет и построить новый», то этот новый свет должен исправлять новые формы. И художники по рецепту своего учителя стали создавать безликость разнообразных комбинаций из геометрических фигур. Уновисты разработали такой язык искусства, который открыл путь к промышленному дизайну, художественному конструированию. Идеи витебских авангардистов выявили, в дальнейшем, находки и достижения мировой архитектуры и дизайна, книжной и промышленной графики, хотя в этом новом деле также не обошлось без перегибов.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Пейзаж
Самый древний вид пейзажа - изображение первозданной природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова "paysage" и нем. Landschaft (образ села, образ земли), которые за три столетия прочно укоренились ...

Культура в средневековой Руси
В X–XI веках в истории древней Руси начинается «великокняжеское время». Хотя Киевская Русь была свободна в восприятии культурных воздействий Запада и Востока, Византия оказала особое влияние на развитие древней Руси. Византийская культура ...

Художники, работающие в жанре урбанистического пейзажа
Хендрик Аверкамп - создатель раннего типа голландского городского пейзажа XVII в. с элементами жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами. Алексеев Фёдор Яковлевич (1753 или 1754, Петербург — 1824, там же) ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы