Керамические сосуды Древней Греции

Материалы » Керамические сосуды античности » Керамические сосуды Древней Греции

Страница 1

Художественное наследие Древней Эллады - одна из двух составных частей великой античной культуры (другое - искусство Древнего Рима), определяющих сущность всего европейского эстетического творчества. Древние эллины, или греки были небольшим, но талантливым народом, населявшим Балканский полуостров в первом тысячелетии до нашей эры.

Керамика Эгейского периода (3 тыс. – 11 в.до н.э.)

«Развитию гончарного дела в Греции способствовало обилие хорошей глины. Гончарное ремесло Греции было тесно связано с искусством. Это относится не только к художественной керамике, но и к простым изделиям практического назначения, которые отличались красотой пропорций. Греческая посуда обычно изготовлялась посредством гончарного круга. Простая глиняная посуда широко применялась при приготовлении пищи, служила тарой, а иногда и столовой посудой. Художественная посуда, расписная или покрытая особой глазурью, употреблялась не только в быту, но также и при совершении культовых обрядов, общественных празднествах, использовалась в качестве посвящений и наград» [1,c.47].

От древних кикладских островов до нас дошли керамические сосуды. Сосуды обычно были округленной формы, они были украшены примитивным орнаментом, образующим ряд горизонтальных полос. Это распространенный стиль рисунка в период европейского неолита. Несколько позже появляются сосуды со спиралевидным геометрическим орнаментом.

Также на Кикладах встречается керамическая посуда в виде фигурок животных. Очень оригинален сосуд в виде медведя с чашей с острова Сирос (рис.1). Он один из немногих сохранившихся. Возможно, медведь – это символ, означающий хранителя дома; а чаша – символ благополучия, достатка и богатства.

Не уступали и в мастерстве критские мастера. Они изготавливали сосуды, различные по форме и размерам, - от маленьких чашек с тонкими, почти прозрачными стенками (их называют «яичной скорлупой») до громадных глиняных яйцевидных сосудов – пифосов, достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду. Археолог Эванс считал, что их ёмкость достигала 75 тыс. литров. Для устойчивости их иногда полностью или частично закапывали в землю.

Вазы раскрашивали ярко, и смело, применяя красную, белую, синюю и черную краски. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы, осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы – лилии, тюльпаны, нежные и хрупкие крокусы. Их изображали как в вазонах, так и на грядках. Но более всего поражают цветы, склоняющие головки под порывами сильного ветра. «Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название – вазы «камарес» » [10,с.8-18].

Одним из примеров является знаменитая ваза с осьминогом (рис.2). Здесь ясно мы чувствуем у критских художников любовь к морю, к вечному движению, царящему в нём, к цветовым переливам морской волны. Это искусство радует своей лаконической остротой, устремлённостью внутреннего ритма и тем радостным устремлённым восприятием мира, которое оно отражает.

Отличается своей сдержанностью и суровостью искусство древнего народа, проживающего в городе Микены. Здесь в 1873 году Шлиман нашел шахтовые гробницы, в которых обнаружены керамические сосуды формы кратера, псевдоамфоры, сосуды в виде рога быка, использовавшиеся для ритуальных возлияний.

В 13-14 вв. до н.э. возникает геометризованное изображение в одном из микенских кратеров изображены воины (рис.3). Идущие гуськом воины повторяют одну и ту же схему движения и подобны друг другу, воинов. Это говорит нам о преобладающей роли данного рода занятий, что придает единообразие ритмическому стилю. С 13 в. до н.э. в ахейской керамике резко активизировались новые черты, появились вазы с примитивным геометрическим узором. Так, в дальнейшем их исполнение отличают критский почерк (живой, образный) и микенский (схематический, стилизованный, использующий крупные формы и цельные фрагменты).

Керамическое искусство гомеровского периода (11-8 вв. до н.э.).

«В то время возникали основные керамические формы. Повсеместно использовались своеобразные, обычно зарывавшиеся в землю, бочки из глины – пифосы, в которых хранили зерно и муку. В них могло помещаться большое количество зерна, порой сосуды эти поистине огромны. Не случайно возникла легенда о том, что знаменитый пренебрегавший удобствами философ Диоген жил в бочке. Для вина и оливкового масла употреблялись низкие или вытянутые вверх сосуды с двумя вертикальными ручками - амфоры различных пропорций и форм. Наряду с амфорами, в обиходе греков существовали одноручные кувшины - ольпы, а также эйнохои с тремя сливами для разливания вина. Для ношения воды использовались гидрии - кувшины с тремя ручками. Обычай греков пить разбавленное вино привёл к появлению специальных сосудов для смешивания вина с водой - кратеров. Из них черпаками вино разливали в килики - плоские и неглубокие, но порой довольно крупные чаши с двумя горизонтальными ручками. Застольной глубокой чашей были скифос и катила. Вино пили из канфаров - чаши на ножке с высоко поднимающимися ручками. Для питья вина служил и ритон - сосуд в форме рога. Лекиф - маленький кувшинчик для хранения масла, он имеет устойчивую ножку и воронкообразный венчик. Женщины в домашнем быту пользовались керамическими флаконами для душистого масла и сосудами с крышками для хранения косметических снадобий (леканы, пиксиды, кальпиды). Сосуды специальных форм существовали для кормления грудных детей, для душистых туалетных масел, применяемых в косметике и спорте».

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Библиотеки Киевской Руси
Первые библиотеки на Руси появились в период образования древнерусского феодального государства – Киевской Руси. Уровень культуры и просвещения на достаточно высоком уровне, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире и других городах широко ...

Контркультуры
Старейшей является контркультура преступного мира. [6]. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образова ...

Художественный образ как единство типического и индивидуального
Попробуем взглянуть на вопрос внутренней структуры художественного образа с другой стороны. Одно из аксиоматических положений современной эстетики и теоретической поэтики гласит: художественный образ, будучи диалектическим единством объе ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы