Керамика – кладовая знаний о своей эпохе, она позволяет реконструировать технологию производства, а отсюда и уровень организации общественного труда, воздействия природных и экономических факторов на развитие материальной культуры, взаимовлияния археологических культур в сфере гончарного производства. Исследование керамики помогает определить этническую принадлежность всего памятника целой археологической культуре.
Античный мир оставил последующими поколениям богатое наследие. Это касается не только ремесла, но и строительного дела, монетной чеканки, искусства и др. Произведения древних мастеров – великое человеческое достояние, к которому обращались люди всех эпох и народов.
В частности, керамические сосуды Древней Греции и Древнего Рима остаются одними из основных носителей античной культуры. Они имеют не только утилитарное значение, как средства, применяемые в быту и свидетельствующие о существовании гончарного ремесла, но и художественное значение, раскрывающее духовную сторону жизни древних. По керамическим сосудам мы можем определить общий уровень культуры и получить более полную картину жизни древних греков и римлян, включая их взаимодействия. Но нет структурированного материала по данным предметам культуры. Таким образом, изучение керамических сосудов античности является актуальным.
Можно поставить следующую цель данной работы - охарактеризовать основные этапы развития гончарного ремесла Древнего Рима и Древней Греции. В соответствии с данной целью, определим следующие задачи исследования:
1. проанализировать круг научной литературы по данной проблеме;
2. выделить основные этапы гончарного искусства;
3. рассмотреть основные формы сосудов, характер и сюжет рисунка, вид обработки, предназначение сосудов;
4. указать имена наиболее известных мастеров античности;
5. описать выдающиеся произведения художественной культуры;
6. назвать основные центры производства сосудов и их специфику;
7. выделить значимость изучения керамических сосудов в истории культурной европейской традиции.
В ходе подготовки курсовой работы были использованы методы анализа научной литературы, обобщения и сопоставления общей и специальной литературы по выбранной теме.
Список использованной литературы состоит из 11 наименований. Среди них книги и статьи отечественных специалистов: Л.Д. Любимова, Г.И. Соколова, Л.С. Ильинской, С.Ю. Монахова [8,11,12,13,6,9] и других. Основными источниками стали труды по искусству и по археологии, по теории и истории повседневности зарубежных стран.
В сборнике «Античная цивилизация» освещаются различные стороны античной цивилизации, Древнего Мира. Подробно дается общая характеристика социально-экономической и политической истории Греции и Рима, развития различных областей наук и техник. Особое внимание уделяется древним городам, общественной жизни в них, описанию античного, монументального искусства и художественного ремесла.
Статьи сборника «История и культура античного мира» охватывают различные стороны истории и культуры античного мира Средиземноморья и Северного Причерноморья, Средней Азии и Кавказа. Они посвящены вопросам экономики и социальным связям в античном мире, оценке наследия античности в мировой культуре, исследование отношения культуры античности в раннем средневековье. В ряде статей говорится о распространении греческих и восточных культов, градостроительстве и архитектуре, вазописи и скульптуре, керамике и эпиграфике, публикуются вновь открытые или неопубликованные памятники.
В монографиях Соколова Г.И. «Искусство Древнего Рима», «Искусство Древней Греции» и «Искусство этрусков» анализируется художественное творчество римлян, эллинов и этрусков соответственно. В книгах рассматриваются архитектура, скульптура, вазопись, автор раскрывает сущность прекрасного в искусстве. Довольно полно освещается мифология древних, которая лежала в основе художественных образов, широко привлекаются памятники эпической и лирической поэзии.
Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются керамические сосуды демократической Греции и эллинистической эпохи. Здесь же описаны основные центры изготовления сосудов в определённые периоды развития. Указаны их основные формы и стили, доминирующие в определенный этап развития вазописи.
Вторая глава посвящена основным этапам развития римского гончарного ремесла, этрусской, республиканской и императорской эпох. Проведены исследования центров гончарного искусства. Роль вазописи в Риме. В обеих главах упоминаются названия знаменитых образцов керамики.
В заключении приведены выводы о роли изучения керамических сосудов античности.
Значение данной работы в возможности ее использования как теоретического материала для учащихся и студентов факультета искусств и исторического факультета.
Другие публикации:
Крещение Руси и его культурные последствия
Начало второго периода совпадает с принятием христианства. Как отмечается в летописи, в 988 г над Киевом "воссиял свет" Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси. Следует подчеркнуть, что принятие византийского православ ...
Оборудование и аксессуары для бара
Барные стойки изготавливают в соответствии со следующими стилями: хай-тек, классика, модерн, диско, кантри и др. Они могут быть самых различных форм: прямые, радиусные, криволинейные, комбинированные. Но если Вы хотите выделить свой бар, ...
Великая философия культуры великого века
Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель. В плоть и кровь этой философии вошла французская революция, «даже став консерватором, Гегель не мог предста ...