Керамические сосуды в позднюю классику

Материалы » Керамические сосуды античности » Керамические сосуды в позднюю классику

Страница 1

В целом рассвет монументальной живописи привёл в самом конце 5 – начала 4 века до н. э. к некоторому упадку вазописи. Порочное, за непригодность средств, стремление приблизить вазопись к живописи, смещение жанров нанесло ущерб графической чёткости, отличавшее шедевры греческой керамики. Роспись начинают заменять намёками, ярко раскрашенными и рельефными фигурами. Некоторые вазы с налепами очень эффектны, но, по существу, это уже не расписная керамика. Налепы могли быть красного, голубого, белого и даже желтого цветов. Применение различных красочных тонов вызывается полным упадком краснофигурной техники вазописи.

Большие любители греческой расписной керамики, этрусские считались лучшими клиентами аттических и коринфских гончарных мастерских. Греческая вазопись в чём-то может определила общее развитие этрусской монументальной живописи.

«В некрополе Панское 1 обнаружено погребение молодой женщины. В правой руке она держала сетчатый лекиф, датировка которого 4 в. до н. э., его первой половиной, не вызывает сомнения. Около кисти левой руки лежал краснофигурный глубокий килик (рис.14). Он имеет примечательное изображение. На стороне А: юноша в лавровом венке сидит на грифоне, скачущем вправо. На стороне Б сюжет более обычен: стоящая женщина с тирсом в левой руке - менада. Форма сосуда, его размеры, характер венчика, профилировка ножки свидетельствуют о том, что килик относится к группе толстостенных киликов конца 5 - начала 4 в. до н. э. Хотя, он ближе всего к чашам, которые датируются четырёхсотым годом или началом 4 в. до н. э. Это видно при изучении содержания сюжета, а также качества рисунка и о возможности отождествить его с работами рисовальщиков этого времени».

В некоторых областях, точнее Фасос, Гераклея, Синопа, Аканфа, было найдено большое количество амфор. В том числе, аттическая краснофигурная гидрия (4 в. до н. э.), с рельефными фигурами Афины и Посейдона, найденного в Керчи. Представляет интерес для истории искусства на этой вазе лишь то, что мы видим воспроизведения более не существующих скульптурных групп западного фронтона Парфенона.

В 4 веке до н. э. боспорские правители и богачи, в том числе, местная и варварская знать, стали главными покупателями расписной аттической керамики. Больше всего греческих ваз этой эпохи найдено в Керчи и многие хранятся в музеях нашей страны. «Так что в специальной литературе пышный стиль этих ваз часто именуется керчинским» [8,с.201].

Заканчивая обзор греческого классического искусства, хочется упомянуть ещё об одном замечательном памятнике, хранящемся в нашем Эрмитаже. Это знаменитая на весь мир Италийская ваза 4 в. до н. э., найденная вблизи древнего города Кумы (в Кампании). Она названа за совершенство композиции и богатство украшения «Царицей ваз» (рис.15), и, хотя, вероятно, не созданная в самой Греции, отражающая высшее достижение греческой пластики. Главное, в чернолаковой вазе из Кум – это её действительно безупречные пропорции, стройный контур. Поражают общая гармония форм и поразительные по красоте многофигурные рельефы (сохранившиеся рельефы яркой раскраски), посвящённые культу богини плодородия Деметры. Здесь же изображены знаменитые Элевсинские мистерии, где самые мрачные сцены сменялись радужными видениями, символизирую смерть и жизнь, вечное увядание и пробуждение природы, печали.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Керамические сосуды Древней Греции
Художественное наследие Древней Эллады - одна из двух составных частей великой античной культуры (другое - искусство Древнего Рима), определяющих сущность всего европейского эстетического творчества. Древние эллины, или греки были небольш ...

Ораторы Древнего Рима. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве
Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной разв ...

Искусство
В искусстве традиционные направления формировались под влиянием школы Лисиппа, примером чему служит знаменитая Афродита (Венера) Милосская. Ее возвышенно-спокойные черты — последний всплеск окончательно уходящей классики. Статуи и барелье ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы