Ремесло ранней и высокой классики

Материалы » Керамические сосуды античности » Ремесло ранней и высокой классики

Страница 1

Основной областью производства стало Средиземноморье. Центрами производства керамики в 1-ой половине 5 века были Хиос, Лесбос, Самос, Клазомены, Милет. Во 2-ой половине 5 в. до н.э. - Самос, Хиос, Фасос, Менды.

«В Херсонесском некрополе было найдено более полусотни амфор и примерно столько же образцов чернолаковой расписной керамики. К сожалению, сохранилась только часть этой выборки, и к настоящему времени имеется информация о 58 образцах посуды. Амфорная коллекция распределяется следующим образом: 1 «протофасосская», 5 самосских (круга Самоса), 10 хиосских, 3 гераклейских, 7 херсонесских, 2 мендейских, 1 синопская, 1 паросская и 9 амфор, неустановленных центров производства».

Также при раскопках некрополя Херсонеса на северном берегу были найдены захоронения младенцев в амфорах. При совершении погребения с этой целью в амфоре пробивали отверстие, через которое клали тело ребёнка. На стенках амфор обычно видны бороздки - следы острого инструмента, при помощи которого делалась пробоина. Амфоры этого типа в большом количестве найдены на острове Хиосе, откуда они и ведут своё происхождение. Этот тип амфор датируется IV в. до н. э. [7,с.17].

Эпоха классики – время господства краснофигурной вазописи. Но в период наблюдались две тенденции. Одна проявляется в возвышенно-монументальных решениях, для другой характерно решение художественных задач в лирико-элегическом плане, которая порождала техники, так называемой белофигурной вазописи.

Белофигурной вазописью в основном занимались Полигнот и Микон. Их стройные и высокие, красивые по форме сосуды-лекифы или килики имеют обычно довольно широкую ножку, но узкое дно. В самой их форме выражена торжественность и величавость. На белых, имевших погребальное значение лекифах, обычно изображали умерших и прощающихся с ними родственников. Эти сосуды для душистых масел ставили на могилы как памятное приношение живых усопших, на некоторых ликифах нарисовали надгробные стены со стоящими рядом подобными кувшинчиками (рис.11).

В 530-470 гг. до н.э. развивается строгий стиль в храмах фигурной вазописи. Уменьшение числа персонажей, отказ от обильных орнаментов, стремление к простоте выражения и лаконизму в то время стало преобладать над многоцветностью и декоративностью. Мастера стали тяготеть к детальному изображению действительности.

В первую очередь черты строгого стиля проявились в творчестве Эпиктета. Сейчас известны примерно расписанные им сосуды. Сюжеты росписей Эпиктета разные, здесь можно увидеть пастухов со скотом, пирующих гетер. Сатиров и силенов, состязающихся в метании копья, и юношей-атлетов, а также судей, музыкантов-флейтистов и др.

«Близки к стилю Эпиктета росписи ряда сосудов, исполненных в мастерских Памфая. Такова в частности композиция килика с перенесением тела Мемнона – греческого героя, погибающего под Троей. Пластика тел, ритмическая выразительность движения рук строго соотносится с чувством персонажей – в этом главное завоевание мастеров строго стиля.

Евфроний – разносторонний художник. В одной из своих чернофигурных композициях показал торговца оливковым маслом, на других вазах – пирующие гетеры, афинский щеголь Леагр. Берется с успехом Евфраний и за сюжеты высокого стиля (борьба Геракла и великана Антея).

В росписях некоторых мастеров 1-ой половины 5 в. до н.э. можно заметить попытку передать выражение чувств персонажей. Клеофрад - блестящий пластик, умеющий передать сложный в пространственном отношении сцены «Падении Трои» на гидрии (рис. 12). Скупыми средствами передан ракурс и выразительный контраст движений Кассандры, эффективно подчеркнут пластический контраст одетых дев и нагой фигуры».

Во второй четверти 5 в. до н.э. в вазописи господствовал предшествующий свободному стилю переходной прекрасный. Этот стиль в основном захватил сферу белофигурной вазописи. В Греции работал вазописец Полигнот (460-440). Он использовал красную, белую, черную, желтую краски. Он любил изображать горы волнообразными линиями, за которыми частично скрывались фигуры. Перспектив еще не было, но стремление к объемности трактовалось через изображения лиц и фигур. У него были нередко трехчетвертичные и фронтальные изображения.

Этот же выдающийся художник является представителем свободного стиля. Выделяется его амфора с изображением Ахилла и Эос (богиня зари). На одной стороне амфоры, расписанной в этом стиле Полигнотом, изображена богиня зари Эос, выезжающая из колесницы, на другой – грустящий по Брисенде Ахилл. Мастер амфоры с богиней Эос демонстрирует большую свободу рисунков на поверхности сосуда, смело размещают фигуры на различных по своим формам вазах, поэтому стиль росписи с Эос иногда называют свободным. В росписях свободного стиля художник заметно тяготеет к печальным, задумчивым образам».

Свободный стиль сменился в конце 5 в. до н.э. роскошным. Уходит в прошлое пока и элементы классических образов, все чаще в росписях заявляют о себе динамически-красивые сложные рисунки. В жестах, движениях, позах появляется характерная для искусств того времени изысканность, не доходящая, однако, до манерности.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Сравнение нидерландской и итальянской живописи Возрождения
Небольшой стране, включающей территорию нынешних Бельгии и Голландии, суждено было стать в XV веке самым ярким после Италии очагом европейского искусства. Нидерландские города, хотя и не были политически самостоятельными, давно уже богате ...

Жизнь и творческий путь художника
Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Родители видели в сыне будущего юриста, но их планам не ...

Самодвижение
Художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Художник задает все изначальные параметры образа, но, задав их, он не может ничего изменить, не совершая насилия над художеств ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы