Ремесло ранней и высокой классики

Материалы » Керамические сосуды античности » Ремесло ранней и высокой классики

Страница 2

Мастера «роскошного» стиля не только предпочитали многофигурность и многоплановость, они заметно усложняют цветовую гамму. Только теперь, в отличие от сочных резких тонов чёрного лака, оранжевой глины, пурпура и белой краски, преобладают нежные пастельные оттенки голубого, розового, зелёного.

Композиции отличают перегруженность фигурами, театрализованность действия, заметное предпочтение красивым, подвижным, гибким линиям. В трактовке фигур проявляется тенденция сведения образа вновь, как в 7 в. до н. э., к узору, орнаменту. Но это делается уже сознательно, и не случайно, поэтому в дальнейшем вазописцы переходят от «роскошного стиля» к беглому, когда им будет важна уже не сюжетная выразительность фигуры, но её роль как пятна на поверхности сосуда. Так завершается развитие вазописи, исчерпавшей свои возможности после безуспешного соперничества с монументальной живописью.

В композициях конца 5 в. до н. э. это привело к попыткам заменить живописно-графическое изображение того или иного персонажа рельефным. Возникали сосуды, где одну сторону покрывала краснофигурная роспись, а другую - рельефные сцены. По существу, такие керамические изделия представляли как бы промежуточное звено между обычными и фигурными вазами.

Знаменитый образец такой керамики найден на таманском полуострове, в окрестностях древней Фанагории. Не исключено, что фигурный сосуд в виде сфинкса (рис.13), хранящийся в собрании Эрмитажа, был сделан какой-нибудь афинской мастерской и затем привезен на берега Северного Причерноморья.

Флакон для ароматических масел сделан в виде полой внутри фигурки сфинкса, над туловищем которого возвышается горлышко с небольшой ручкой. Сфинкс показан сидящим на подставке на задних лапах и с поднятыми передними. Как и другие фанагорийские сосуды, ваза со сфинксом односторонка. Фигура объёмная, но левая её сторона представляет собой стенку обычного лекифа с краснофигурным орнаментом.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Историография
Слово «ренессанс» (фр. renaissance) произошло от термина «la rinascita», который впервые употребил Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых итальянских живописцев, ваятелей и зодчих» изданной в 1550—1568. Термин «Возрожд ...

Особенности обслуживания
Происхождение слова «коктейль» точно не известно. Одна из легенд гласит, что однажды мексиканская принцесса по имени Xoctl предложила американскому гостю при дворе ее отца смешанный напиток, а гость перепутал имя принцессы с названием нап ...

Эпоха разума
Годы жизни Дефо (1660-1731) совпали со временем бурного развития науки, буквально прервернувшей все представления средневекового человека об окружающем мире. На протяжении 16-18 вв. географические открытия постоянно расширяли кругозор евр ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы