Керамические сосуды Древней Греции

Материалы » Керамические сосуды античности » Керамические сосуды Древней Греции

Страница 2

Сосуды гомеровской эпохи обычно покрывались орнаментом в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. В формах и рисунках ваз, возникших до IX в. до н. э. выступает несложность чувств и мышления создавших их людей. С течением времени узоры на сосудах геометрического стиля усложняются, более разнообразными становятся и сами керамические формы. В конце IX- начале VIII вв. до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментом. Меандры, треугольники, ромбы, а в самом широком месте вазы - поле, разлинованное в шашечную клетку, можно видеть на тулове амфор.

Вазописцы любили повторение одного итого же мотива изображения животных и птиц. Такой ритмический принцип – важнейшая, художественная особенность вазописи геометрического стиля. Кроме сосудов геометрического стиля употреблявшихся в быту, гончары создавали огромные кувшины, которые служили надгробными памятниками и устанавливались на кладбищах в греческих поселениях. Одним из таких монументов была Дипилонская амфора (рис.4), найденная в 8 в. до н.э. в некрополе Афин, около двойных ворот Дипилона. По форме Дипилонская амфора отличается от амфор, предназначенных для хранения вина и оливкового масла. Вместе с двумя вертикальными ручками по бокам у нее сделаны два небольших горизонтально расположенных выступа.

Поверхность Дипилонской амфоры древние художники покрыли множеством узоров геометрического стиля, расположив их в строгом порядке. Картина, изображенная на вазе заставляет зрителя остановиться в благоговейном молчании, чтобы созерцать сцену оплакивания умершего, возлежавшего на столах. Однообразные фигуры плакальщиков с воздетыми к небу руками также характерны для геометрического стиля: их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися под прямым углом линиями, едва намечены утолщения бедер. Строгая четкость геометрических объемов определила впоследствии сдержанную гармонию и классических произведений.

Росписи на многих вазах геометрического стиля, по-видимому, связаны с магическими воззрениями греков. Так, волнистые линии можно ассоциировать с жидкостью и как бы способствовали постоянной наполненности вазы водой и маслом. Зарисовка сплошь всей поверхности кувшина узорами, очевидно, вызывалась боязнью того, что через незакрашенную часть сосуда могли проникнуть какие-либо злые силы и испортить содержимое сосуда. Однако уже в геометрическом стиле начиналось разрушение магического на основе рисунка: все больше усиливалось внимание художника к конкретным действиям человека, до этого изображаемого схематично, в условной манере.

Своеобразные памятники геометрического стиля создавались к северу от Африки, на родине прославленного греческого поэта Гисиода, и использовались в сельском хозяйстве во многом консервативной Беотии. Здесь геометрический стиль в керамике и мелкой пластике сохранялся дольше, нежели в других областях Эллады. На беотийских вазах в сценах оплакивания драматизм, который хотел передать художник был выражен ярче, сильнее, чем в аттических.

«Аттические росписи зрелого и позднего геометрического стиля отличаются богатой многоречивостью, в Аргосе, росписи, наоборот, предельно лаконичны, в Беотии – экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех этих художественных школ характерны общие качества – выдвижение на первый план образа человека, стремление к гармонии форм, четкость композиции».

Искусство эпохи архаики (7-6 вв. до н.э.).

Для конца 8 в. до н.э. характерен кризис геометрического стиля. Художники 7 в до н.э. начинали обильно вводить в свои композиции орнаментальные и расписные (нередко близкие восточным) мотивы. Поэтому стиль ваз 7 в до н.э., названный в последнее время ковровым, ранее именовали ориенталирующим.

С падением родового строя, господствовавщего в Греции с 11 по 9 в. до н.э., происходили измененения и в искусстве, в обществе формировались вкусы, вызывавшие появление новых художественных форм, в частности вазописи. Появлялась потребность полнее изобразить то, что человек видел в жизни и что представлял себя в мечтах и мифах.

Многие города Греции 7 в. до н.э. славились художественно совершенными роспясями сосудов. Известны вазы с острова Крита, острова Делоса, Меноса, Родоса, Самоса, из Малой Азии (в частности, Милета), североафриканского города Навкратиса. Крупным центром производства ваз в 7 в. – 6 в. до н.э. являлся Коринф, а в 6 в. до н.э. – Аттика, в частности, Афины.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Понятие «смысла»
Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из неё пользу. И, наоборот, по незнанию вещь мо ...

Микеланджело Буонарро́ти
Микела́нджело Буонарро́ти (полное имя — Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни, (итал. Michelangelo di Franc ...

Граффити как средство законной и незаконной рекламы
Граффити использовалось как средство и законной, и незаконной рекламы. Нью-Йоркская команда райтеров TATS CRU прославилась тем, что делала рекламные кампании для таких корпораций, как Cola, McDonalds, Toyota и MTV. Магазин Boxfresh в Кове ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы