Керамические сосуды Древней Греции

Материалы » Керамические сосуды античности » Керамические сосуды Древней Греции

Страница 2

Сосуды гомеровской эпохи обычно покрывались орнаментом в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. В формах и рисунках ваз, возникших до IX в. до н. э. выступает несложность чувств и мышления создавших их людей. С течением времени узоры на сосудах геометрического стиля усложняются, более разнообразными становятся и сами керамические формы. В конце IX- начале VIII вв. до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментом. Меандры, треугольники, ромбы, а в самом широком месте вазы - поле, разлинованное в шашечную клетку, можно видеть на тулове амфор.

Вазописцы любили повторение одного итого же мотива изображения животных и птиц. Такой ритмический принцип – важнейшая, художественная особенность вазописи геометрического стиля. Кроме сосудов геометрического стиля употреблявшихся в быту, гончары создавали огромные кувшины, которые служили надгробными памятниками и устанавливались на кладбищах в греческих поселениях. Одним из таких монументов была Дипилонская амфора (рис.4), найденная в 8 в. до н.э. в некрополе Афин, около двойных ворот Дипилона. По форме Дипилонская амфора отличается от амфор, предназначенных для хранения вина и оливкового масла. Вместе с двумя вертикальными ручками по бокам у нее сделаны два небольших горизонтально расположенных выступа.

Поверхность Дипилонской амфоры древние художники покрыли множеством узоров геометрического стиля, расположив их в строгом порядке. Картина, изображенная на вазе заставляет зрителя остановиться в благоговейном молчании, чтобы созерцать сцену оплакивания умершего, возлежавшего на столах. Однообразные фигуры плакальщиков с воздетыми к небу руками также характерны для геометрического стиля: их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися под прямым углом линиями, едва намечены утолщения бедер. Строгая четкость геометрических объемов определила впоследствии сдержанную гармонию и классических произведений.

Росписи на многих вазах геометрического стиля, по-видимому, связаны с магическими воззрениями греков. Так, волнистые линии можно ассоциировать с жидкостью и как бы способствовали постоянной наполненности вазы водой и маслом. Зарисовка сплошь всей поверхности кувшина узорами, очевидно, вызывалась боязнью того, что через незакрашенную часть сосуда могли проникнуть какие-либо злые силы и испортить содержимое сосуда. Однако уже в геометрическом стиле начиналось разрушение магического на основе рисунка: все больше усиливалось внимание художника к конкретным действиям человека, до этого изображаемого схематично, в условной манере.

Своеобразные памятники геометрического стиля создавались к северу от Африки, на родине прославленного греческого поэта Гисиода, и использовались в сельском хозяйстве во многом консервативной Беотии. Здесь геометрический стиль в керамике и мелкой пластике сохранялся дольше, нежели в других областях Эллады. На беотийских вазах в сценах оплакивания драматизм, который хотел передать художник был выражен ярче, сильнее, чем в аттических.

«Аттические росписи зрелого и позднего геометрического стиля отличаются богатой многоречивостью, в Аргосе, росписи, наоборот, предельно лаконичны, в Беотии – экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех этих художественных школ характерны общие качества – выдвижение на первый план образа человека, стремление к гармонии форм, четкость композиции».

Искусство эпохи архаики (7-6 вв. до н.э.).

Для конца 8 в. до н.э. характерен кризис геометрического стиля. Художники 7 в до н.э. начинали обильно вводить в свои композиции орнаментальные и расписные (нередко близкие восточным) мотивы. Поэтому стиль ваз 7 в до н.э., названный в последнее время ковровым, ранее именовали ориенталирующим.

С падением родового строя, господствовавщего в Греции с 11 по 9 в. до н.э., происходили измененения и в искусстве, в обществе формировались вкусы, вызывавшие появление новых художественных форм, в частности вазописи. Появлялась потребность полнее изобразить то, что человек видел в жизни и что представлял себя в мечтах и мифах.

Многие города Греции 7 в. до н.э. славились художественно совершенными роспясями сосудов. Известны вазы с острова Крита, острова Делоса, Меноса, Родоса, Самоса, из Малой Азии (в частности, Милета), североафриканского города Навкратиса. Крупным центром производства ваз в 7 в. – 6 в. до н.э. являлся Коринф, а в 6 в. до н.э. – Аттика, в частности, Афины.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Культура древних цивилизаций
При изучении культуры Древнего Египта необходимо указать то, что данная культура носила религиозный характер, кроме того, ей присуща деспотическая форма правления, то есть сосредоточение власти в руках одного человека – фараона, почитаемо ...

Эллинистический Египет. Египет – Римская провинция
С начала I тыс. до н. э. египетская культура все активнее воспринимает другие культуры – Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми Египет широко торгует. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами их владычество пр ...

Характеристика архитектуры Возрождения
Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строил ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы