Керамические сосуды Древней Греции

Материалы » Керамические сосуды античности » Керамические сосуды Древней Греции

Страница 4

Особенно успешно работали в 6 веке до н. э. гончарные мастерские Аттики. Там создавались выдающиеся памятники чернофигурного стиля. В произведениях искусства этой области, притягивающей к себе уже в годы архаики лучших художников Эллады. Казалось, аккумулировались самые ценные качества, свойственные другим районам. И лиричность Ионии, мужественность Лаконики (Спарты), экспрессия Беотии - всё в памятниках Аттических мастеров как бы переплавлялись в новые своеобразные ценившиеся во всех городах Средиземноморья шедевры.

«Замечательным памятником аттической школы можно назвать огромный, почти полуметровый кратер вазописца Клития и гончара Эрготима сосуд выразителен по форме, поверхность кратера разделена на фризы. Эту вазу называют вазой «Франсуа» (рис.8). Пять поясов, девять мифологических сцен, двести фигур. Торжественное шествие богов на свадьбу, битвы, охота на вепря; люди, кони, кентавры, мчащиеся колесницы. Всё это, вероятно, навеяно ныне утраченной монументальной росписью».

«Но вот проходят всего три-четыре тысячелетия, и перед нами уже иное искусство. Амфора, на которой изображены гомеровские герои Ахиллес и Аякс, играющие в кости (Рим, Ватикан). Роспись исполнена Эксекием, крупнейшим аттическим вазописцем третей четверти 6 в. до н. э. Мастер свободно расположил фигуры: яростно сопротивляющегося льва и расправляющегося с ним Геракла в большей части на тулове вазы, и его спутника Иолая.

Одна из его лучших работ - роспись на амфоре, изображающая двух играющих в шашки воинов. Здесь жанровый мотив приобретает неотложную монументальную внушительность. Другая его роспись «Дионис о ладье», (около 530 г. до н. э.), снаружи на стенках сосуда показаны большие глаза, оберегающие напиток от дурных сил. На дне сосуда изображён бог растительности, покровитель виноградства и виноделия Дионис, возлежащий в ладье.

Близок Экзению по изящности вазописец Амазия в третьей четверти 6 в. до н. э. В его рисунках так много глубоких выразительных линий. Он любит обозначать процарапыванием детали своих фигур, но в прекрасных линиях его рисунка живёт жестокость контура.

Именно в это время возникают росписи мастера Тлесона, изготавливавшего килики на высокой ножке. На их внешней поверхности он обычно или одну фигурку - птиц, какого-либо животного, или человека, красиво располагаются в его композициях и буквы автографы: «Тлесон, сын Неарха сделал». В Ольвии были найдены подобные килики. На сосуде изображены пасущиеся животные, и надпись, расположенная по краю, гласит: «Тихон, Апполону Дельфия посвятил» (рис.9).

Ещё во второй половине 6 в. до н. э. в греческой вазописи заявили о себе новые художественные тенденции. Они были вызваны постепенным переходом мастеров от чёрнофигурной техники к краснофигурной. Хотя силуэтность в чёрнофигурных вазах соответствовала общему характеру архаического искусства, а плоскостность техники фигур полагала сгущение плотности стенок сосудов, чёрнофигурная техника сковывала вазописца-художника. Сопротивление глины при процарапывании деталей по чёрному лаку мешало мастеру создавать гибкую, плавную линию, усложняло процесс работы.

Тяготение к краснофигурной вазописи выступает особенно ярко в творчестве мастера Андокида, в росписи одного сосуда использовавшего порой старую и новую техники (глаза-обереги - антропеи) (рис.10). В его композициях пирующий на Олимпе Геракл, выступает большая объёмность, живее воспринимались движения, более реальными казались действия».

Сейчас художник больше заинтересован не в изображении абстрактных геометрических фигур, а в прорисовке конкретных лиц, людей, животных.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие публикации:

Распространение граффити культуры
В 1979 году арт-дилер Клаудио Бруни предоставил граффити-художникам Ли Киньонесу и Fab 5 Freddy галерею в Риме. Для многих райтеров, работающих за пределами Нью-Йорка, это было первым знакомством с традиционными формами искусства. Дружеск ...

Балетный академизм М. Петипа
Вторая половина XIX века справедливо называется в балете эпохой Мариуса Петипа (1819-1910). С его именем связано торжество русского балетного искусства. За 56 лет работы в петербургском театре он оставил более 60 балетов. С ним вместе их ...

Религия и мифология
Наиболее характерной чертой эллинистической религии и мифологии является синкретизм, в котором восточное наследие играло огромную роль. Боги греческого пантеона отождествлялись с древними восточными божествами, наделялись новыми чертами. ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы