Керамические сосуды Древней Греции

Материалы » Керамические сосуды античности » Керамические сосуды Древней Греции

Страница 3

Черты коврового стиля приглушались в Коринфе красочностью декора. Коринфские мастера, сильно подверженные влиянию восточного искусства. В своих росписях мастера применяли чёрный лак, белую краску, коричнево-лиловатый пурпур, наложенный на терракотовый тон. Также коринфские изделия - это чаще всего небольшие флаконы для масла. Росписи на аттических вазах напоминают коринфские, но отличаются более развитым сюжетом.

Своеобразный вариант коврового стиля, представленный в архаике, можно увидеть в расписных аттических амфоре конца 7-нач.6 вв. до н.э., тулово которой занято крупными изображениями летящих Горгон (рис.5). На шейке сосуда в композиции выделено особое поле изображения битвы Геракла с Кентавром Нессом. На фризе верхней части мерно шествуют утки. Ритм движений, эмоциональный строй здесь не такой, как в центре сцены, глее в характере линии проступает взволнованность, приподнятость чувств. Мастер старательно заполняет орнаментом узорами промежутки между фигурками и предметами, подобно тому, как это делал художник геометрического стиля. Но характер рисунка совершенно иной.

К прекрасным образцам Родосских ваз 7 в. до н.э. относится эйнохоя (рис. 6), украшенная фризовыми композициями и орнаментом, плетённым на горле. Формы кувшина не сухие и резкие как в геометрических вазах, а сочные, пухлые. Поверхность сосуда разделена на фризы-полосы, заполненные мерно движущимися животными - козлами и ланями. На широких плечиках эйнохои кроме реальных животных и птиц мастер показал и огромного крылатого сфинкса.

Много расписных, иногда причудливых форм фигурных сосудов в виде головы зверя или человека находится теперь в Средиземноморье: на Балканском полуострове, в Малой Азии, Южной Италии, в Северном Причерноморье (Ольвия). Так, на Кикладских островах найден кувшин в виде грифона (рис.7) . Здесь преобладает геометрический стиль.

Чернофигурная и краснофигурная вазопись.

Стремление художника и возможно более точная передача образов реального мира, желание подробнее рассказать, сильнее взволновать, ярче выразить ту или иную идею определили кризис коврового стиля, в росписях которого основное место занимал орнамент.

Чернофигурный стиль отличался от коврового рядом существенных особенностей, мастера реже изображали животных и растений, чаще обращались к человеку, представляли его, прежде всего, в каком-либо сюжете, чаще всего в мифологической ситуации. Орнамент, подчинивший в себе обрамление сцен порой украшал узорами донца горла. Они подчёркивали переходы в формах ваз, места крепления ручек.

Вазописцы постепенно отказывались от системы фризов и предпочитали помещать сцены в крупных клеймах. Заполнявшие пустые места между фигурами узоры начинали исчезать. Выдвижение сюжетного начала, оттеснение декоративности приводило к упрощению красочной палитры. Нередко применявшиеся ранее пурпуры и белая краска теперь использовались гораздо реже.

Особенности чернофигурной техники достаточно отчётливо проявляются в коринфских вазах уже в конце 7 - начала 6 вв. до н. э. и в продукции керамических мастерских Беотии, Лаконики, Ионических городов и, конечно, Аттики, с центром в Афинах. В композициях 6 в. до н. э. начинала усложняться сюжетная канва, появлялась многофигурность.

Выразительный памятник ранней чернофигурной вазописи является коринфский кратер с многофигурной сценой, изображающей отъезд царя в походе против Фив. Манера работы красочным цветовым пятном отличает вазы коринфских мастеров от родосских. На кратере в залитом лаком силуэте процарапаны иглой легко и свободно детали рисунка. Исполнены они с большей артистичностью, как и положено небрежно заходят за края контура.

Отличны от росписи Коринфа, рисунки на чёрнофигурных вазах из Южной Греции (Лаконики). Своеобразие лаконских композиций проявляется не только в тематике, но и в живописной манере. Там художники любят изображать воинов-гоблитов с сильно процарапанными глазами, волосами, мускулатурой.

Ионийскую керамику 6 в. до н. э. всегда можно отличить от лаконской по сюжету и по стилю росписи. Она овеяна большей поэтичностью, в её росписях чаще появляется природа, мастера предпочитают гибкие и плавные линии. На дне одного из киликов художники расположили по всей поверхности два больших дерева, широко раскинувших ветви. Они показали человека, бегущего с восторженно поднятыми руками, птенцов в гнёздах и птиц, несущих им в клюве червяков. Прямых резких линий в этой росписи не найти.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Художественное течение второй половины ХVIII века - сентиментализм
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental-чувствительный, франц. sentiment-чувство) -, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационал ...

Функциональное значения спальной кровати
Окружающие нас вещи не исчерпываются функциональностью. Им присущи свои мифы, своя поэтика. Форма и назначение одного и того же предмета сильно варьируются, что делает практически невозможным дать ему четкое определение. Но если определен ...

Греческая архитектура
Развитию строительного дела, архитектуры способствовал рост городов, которые располагались вокруг укрепленной части города (акрополя), расположенного на холме. На его вершине находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю гор ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы