Современное общество характеризуют как информационное. В последнее десятилетие информация приобрела особое значение и стала определяться как важнейший стратегический ресурс развития общества. Исходя из этих тенденций и ставя перед собой задачу выхода области на более высокий уровень научного, технического, технологического и культурного развития, необходимо переосмыслить и качественно изменить деятельность социальных институтов, функционирование которых связано с созданием, хранением и передачей информации, а в конечном итоге знаний, накопленных человечеством, и в первую очередь - библиотек.
Поэтому сегодня перед библиотекой стоят следующие задачи:
1) создание на базе внедрения новых информационных технологий Публичного интеллектуального центра;
2) восстановления на базе уникальной, мемориальной части фонда фундаментальной научной библиотеки, способствующей науке и фундаментальному образованию;
3) создание мощного информационного центра, одним из основных направлений деятельности которого станет информационное обеспечение инновационного развития;
4) уменьшение разрыва между «информационно имущими» и «информационно неимущими» членами общества, что позволит отчасти снизить социальный накал в обществе путем создания общедоступного «интеллектуального центра», что является важным социально - культурным фактором;
5) создать условия для обеспечения комфортного и оперативного доступа к разного рода информации, как на традиционных носителях, так и на машиночитаемых: CD, DVD, аудиокассеты, видеокассеты, микрофиши, мультимедийные и голографические документы;
6) привлечение новейших технологий по осуществлению сохранности фонда, в частности климат-контроль, контроль влажности;
7) проведение мероприятий по защите документов от несанкционированного выноса посредством маркировки документов специальными маркерами и установки детекторных панелей в контрольно-пропускных местах;
8) В целях обеспечения сохранности фондов необходимо разнообразить деятельность по научной консервации фондов библиотек, переводить печатные документы в машиночитаемую форму для обеспечения широкого доступа к сетевой электронной информации;
9) усовершенствование системы безопасности, защищающей от стихийных бедствий и террористических актов (внедрение новейших технологии предупреждения пожаров и пожаротушения, системы видеонаблюдения);
Основные формы работы библиотеки:
1) предоставление различных каталогов для ознакомления с фондом библиотеки и выбором необходимых документов;
2) выдача книг на дом;
3) возможность оставлять заявки на отсутствующую в данной библиотеки литературу для поиска документов в других библиотеках;
4) дискуссии;
5) лекции;
6) тематические вечера;
7) беседы;
8) выставки картин, книг, фотографий, периодических изданий, исторических артефактов;
9) реклама фондов библиотеки и проводимых в ней мероприятий;
10) выездная форма работы;
11) составлений библиографических списков для читателей;
12) поэтические и музыкальные вечера;
13) видеопредставления.
В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» в Российской Федерации функционируют следующие виды библиотек:
I) учрежденные организациями государственной власти всех уровней, органами местного управления, юридическими и физическими лицами;
II) в соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются я основные виды библиотек:
1) учрежденные органами государственной власти:
федеральные,
библиотеки субъектов РФ,
библиотеки местных и иных федеральных органов исполнительной власти;
2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
3) библиотека Российской академии наук, библиотеки других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
4) специализированные библиотеки (предприятий, учреждений, организаций, профсоюзов, музеев);
5) частные библиотеки;
6) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
7) национальные;
8) библиотеки высших учебных заведений;
9) учебные;
10) массовые, общедоступные (народные) библиотеки;
11) научные;
12) детские;
13) юношеские;
14) для взрослых;
15) ведомственные;
16) отраслевые;
17) многоотраслевые;
18) универсальные;
19) специализированные библиотеки гуманитарного профиля;
20) библиотеки естественнонаучного профиля;
21) библиотеки технического профиля;
22) сельскохозяйственного профиля;
23) медицинского профиля.
Наблюдается беспрерывный процесс дальнейшего дробления функций и структур производства науки, образования, углубляется их специализация в результате чего наблюдается постоянное усложнение типологических структур библиотеки.
Другие публикации:
Черты, характерные древнерусской культуре
Древняя Русь постепенно становится государством новой высокой культуры. Не следует, однако, думать, что в языческие времена она не обладала по-своему совершенной культурой. Эта народная языческая культура будет еще долго жить и придаст др ...
История становления и развития сети учреждений культуры
для детей и подростков
В данной главе рассказывается о становлении и развитии сети учреждений культуры для детей в России. Первый параграф посвящен становлению сети учреждений культуры для детей и подростков со времени Древней Руси и ее развитие до Октябрьской ...
Художественная культура Западной Европы XVII-XVIII вв
1642 – англ.-буржуаз. революция. В 17 в. в Европе философ. как самост. знание. Декарт (создатель рационалистич.), Спиноза. Материалисты: Бэкон, Джон-Лок. В 17 в. бурное развитие наук: матем- Декарт оформил интеграл. исчисление; физика –Нь ...