Задачи, поставленные перед библиотекой; формы работы библиотеки; виды библиотек

Материалы » Процесс становления и развития библиотеки в России как учреждения культуры » Задачи, поставленные перед библиотекой; формы работы библиотеки; виды библиотек

Современное общество характеризуют как информационное. В последнее десятилетие информация приобрела особое значение и стала определяться как важнейший стратегический ресурс развития общества. Исходя из этих тенденций и ставя перед собой задачу выхода области на более высокий уровень научного, технического, технологического и культурного развития, необходимо переосмыслить и качественно изменить деятельность социальных институтов, функционирование которых связано с созданием, хранением и передачей информации, а в конечном итоге знаний, накопленных человечеством, и в первую очередь - библиотек.

Поэтому сегодня перед библиотекой стоят следующие задачи:

1) создание на базе внедрения новых информационных технологий Публичного интеллектуального центра;

2) восстановления на базе уникальной, мемориальной части фонда фундаментальной научной библиотеки, способствующей науке и фундаментальному образованию;

3) создание мощного информационного центра, одним из основных направлений деятельности которого станет информационное обеспечение инновационного развития;

4) уменьшение разрыва между «информационно имущими» и «информационно неимущими» членами общества, что позволит отчасти снизить социальный накал в обществе путем создания общедоступного «интеллектуального центра», что является важным социально - культурным фактором;

5) создать условия для обеспечения комфортного и оперативного доступа к разного рода информации, как на традиционных носителях, так и на машиночитаемых: CD, DVD, аудиокассеты, видеокассеты, микрофиши, мультимедийные и голографические документы;

6) привлечение новейших технологий по осуществлению сохранности фонда, в частности климат-контроль, контроль влажности;

7) проведение мероприятий по защите документов от несанкционированного выноса посредством маркировки документов специальными маркерами и установки детекторных панелей в контрольно-пропускных местах;

8) В целях обеспечения сохранности фондов необходимо разнообразить деятельность по научной консервации фондов библиотек, переводить печатные документы в машиночитаемую форму для обеспечения широкого доступа к сетевой электронной информации;

9) усовершенствование системы безопасности, защищающей от стихийных бедствий и террористических актов (внедрение новейших технологии предупреждения пожаров и пожаротушения, системы видеонаблюдения);

Основные формы работы библиотеки:

1) предоставление различных каталогов для ознакомления с фондом библиотеки и выбором необходимых документов;

2) выдача книг на дом;

3) возможность оставлять заявки на отсутствующую в данной библиотеки литературу для поиска документов в других библиотеках;

4) дискуссии;

5) лекции;

6) тематические вечера;

7) беседы;

8) выставки картин, книг, фотографий, периодических изданий, исторических артефактов;

9) реклама фондов библиотеки и проводимых в ней мероприятий;

10) выездная форма работы;

11) составлений библиографических списков для читателей;

12) поэтические и музыкальные вечера;

13) видеопредставления.

В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» в Российской Федерации функционируют следующие виды библиотек:

I) учрежденные организациями государственной власти всех уровней, органами местного управления, юридическими и физическими лицами;

II) в соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются я основные виды библиотек:

1) учрежденные органами государственной власти:

федеральные,

библиотеки субъектов РФ,

библиотеки местных и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

3) библиотека Российской академии наук, библиотеки других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

4) специализированные библиотеки (предприятий, учреждений, организаций, профсоюзов, музеев);

5) частные библиотеки;

6) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

7) национальные;

8) библиотеки высших учебных заведений;

9) учебные;

10) массовые, общедоступные (народные) библиотеки;

11) научные;

12) детские;

13) юношеские;

14) для взрослых;

15) ведомственные;

16) отраслевые;

17) многоотраслевые;

18) универсальные;

19) специализированные библиотеки гуманитарного профиля;

20) библиотеки естественнонаучного профиля;

21) библиотеки технического профиля;

22) сельскохозяйственного профиля;

23) медицинского профиля.

Наблюдается беспрерывный процесс дальнейшего дробления функций и структур производства науки, образования, углубляется их специализация в результате чего наблюдается постоянное усложнение типологических структур библиотеки.

Другие публикации:

Черты, характерные древнерусской культуре
Древняя Русь постепенно становится государством новой высокой культуры. Не следует, однако, думать, что в языческие времена она не обладала по-своему совершенной культурой. Эта народная языческая культура будет еще долго жить и придаст др ...

История становления и развития сети учреждений культуры для детей и подростков
В данной главе рассказывается о становлении и развитии сети учреждений культуры для детей в России. Первый параграф посвящен становлению сети учреждений культуры для детей и подростков со времени Древней Руси и ее развитие до Октябрьской ...

Художественная культура Западной Европы XVII-XVIII вв
1642 – англ.-буржуаз. революция. В 17 в. в Европе философ. как самост. знание. Декарт (создатель рационалистич.), Спиноза. Материалисты: Бэкон, Джон-Лок. В 17 в. бурное развитие наук: матем- Декарт оформил интеграл. исчисление; физика –Нь ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы