Культура второй половины XX века. Постмодернизм

Материалы » Культура XX века » Культура второй половины XX века. Постмодернизм

Страница 1

Постмодернизм возникает в западноевропейской культуре в 60-70 – е гг. Термин широко применяется с 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998) "Постмодернистское состояние". Постмодернизм - это широкое культурное течение, получившее развитие в философии, эстетике, искусстве, гуманитарных науках последней трети XX века.

Формирование постмодернистских настроений стало возможным благодаря реализации качественно новых технических возможностей, способствующих интенсивной коммуникации различных культур, столкновении многообразных ценностных установок, размывающих приоритет идеалов, претендующих на универсальность.

Постмодернизм – это настроение плюрализма, разнообразия стилей жизни, игровых кодов. Можно говорить об антиинтеллектуальности постмодернизма. Используя для создания своих произведений, утраченные культурные образцы прошлого как кубики, он играет с адресатом, не требуя специальных знаний для понимания произведения.

Принципы и правила постмодернистской игры с культурным наследием предельно свободны, их теоретики отказываются от всех традиционных философско-эстетических категорий, понятий и принципов художественно-эстетического мышления и заменяют их свободно трактуемыми новыми принципами и понятиями. К основным понятиям постмодернистской культуры относятся: деконструкция, симулякр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология и проч.

Одно из ключевых понятий постмодернизма – ризома. Так, французский философ Жиль Делёз (1925-1995) и французский психоаналитик Феликс Гваттари (1930-1992) различали два типа культур – "древесную" и культуру "корневища". Первый тип тяготеет к универсальности, целостности, что отражено в классических образцах. Искусство здесь стремится подражать природе, отражать мир. Символом такого искусства может стать дерево как образ гармоничности, целостности, завершенности. Однако подлинно современной и перспективной, по мнению Делёза и Гваттари, является культура корневища. Ризома (корневище) не подчиняется никакой структурной модели, имея множество выходов. У нее нет ни начала, ни конца, только середина, из которой она растет и выходит за ее пределы.

Симулякр – (фр. Simulacrе - "подобие, видимость") – это муляж, эрзац действительности, имитация образа, символа, знака, за которой не стоит никакой обозначаемой действительности, это – видимость, вытеснившая из эстетики художественный образ и занявшая его место. Симулякр не отсылает ни к чему иному, кроме себя самого, но при этом имитирует (играет, передразнивает) ситуацию трансляции смысла. Термин симулякр был введен в постмодернистскую философию французским философом Жаном Бодрийяром (1929-2007), который утверждает, что современность вступила в эру тотальной симуляции всего и во всем. Симулякры образуют гиперреальность, которая сегодня реальнее самой реальности, потому что нам приходится жить и действовать только в ней. Вещи, окружающие человека, становятся все более хрупкими, эфемерными, иллюзорными, их поколения сменяются быстрее, чем поколения людей. Утрачивается принцип реальности вещи, - его заменяет фетиш, сон, проект (хэппенинг, саморазрушающееся искусство).

Интертекст – специфический прием создания современного арт-произведения, заключающийся в сознательном использовании его автором цитат, реминисценций, смысловых аллюзий (намеков) из другого текста (в широком смысле): вербального, музыки, кино, театра, современных арт-практик, даже неискусства. Многие потсмодернисты считают любой текст интертекстом, утверждая, что в него, как правило, без воли автора так или иначе включаются скрытые цитаты, аллюзии, парафразы, подражания, фрагменты других текстов, как прошлых культур, так и современности, которые прошли через сознание автора.

Суть понятия гипертекста заключается в том, что культура в целом, как и все ее фрагменты, включая и обычные вербальные тексты, рассматривается в качестве некой целостной структуры, складывающейся из совокупности текстов, определенным образом внутренне или внешне коррелирующих между собой. Например, средневековый гипертекст складывается из текстов религии, искусства, народной культуры, государственности и проч. Можно говорить о гипертексте Ф.М. Достоевского, в который входят его художественные и религиозно-философские труды, мемуары, письма, публицистика. Самым грандиозным гипертекстом можно считать систему электронной коммуникации и гигантская база данных Интернета.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Психологическое воздействие цвета
Психологическое воздействие цвета базируется на физиологии нервной системы – как высшей (коры головного мозга), так и вегетативной. Основной закон работы нервной системы – взаимодействие процессов раздражения и торможения. Всякий внешний ...

Палаццо Веккьо
Это правительственное здание 1299 г., где заседали приоры, называлось Новый дворец (Palagio novo). Прежнее правительственное здание Барджелло стало Старым дворцом. В XV в. правители коммуны объявили себя синьорами (signori), а само здание ...

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452—1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предуг ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы