Учреждения для детей и подростков в Советское время

Материалы » Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России » Учреждения для детей и подростков в Советское время

Страница 1

Опыт работы детских клубов до революции был использован при создании советских детских клубов. С победой Октябрьской революции для успешного строительства коммунистического общества необходимо было воспитать нового человека - гражданина Советской России, преданного партии и своему государству, инициативного, активного, политически грамотного и образованного. Поэтому социалистическая революция с первых дней с особой остротой поставила вопрос о социальном, общественном воспитании подрастающего поколения. Требовалось разработать теорию коммунистического воспитания и создать государственную систему образовательных и воспитательных учреждений.

Создав Народный комиссариат просвещения, советское правительство положило начало государственной деятельности в области народного воспитания и образования.

Для руководства социальным воспитанием при Наркомпросе был создан центральный орган - Главное управление социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвос), ведавший дошкольным воспитанием и школьным образованием детей, охраной детства, внешкольной работой среди детей и подростков, а так же повышением квалификации педагогического персонала.

Таким образом, впервые в истории страны в государственном масштабе были организовано внешкольное образование детей.

Вопросы социального воспитания и образования с особой остротой встали в период Гражданской войны. Сотни детей остались без крова, без родителей, без домашнего и школьного воспитания.

Советское правительство предполагало осуществить полное социальное обеспечение детей в возрасте от 3 до 17 лет. Однако, в период гражданской войны для молодой республики эта задача оказалась непосильной, было введено лишь социальное обеспечение для беспризорных детей. Органы народного образования приступили к реорганизации школы, идея социального воспитания в области внешкольной работы наиболее полно воплотилась в создании клубов для детей. [3]

Детские клубы создавались по всей стране. Так, в 1918 году в Москве насчитывалось 10 клубов для подростков, в Петрограде - более 20. В Томске были открыты Дом юношества и детский клуб "свободных детей". В г. Звенигороде под Москвой - детский клуб для детей от 9 до 14 лет. По свидетельству А.В. Луначарского, в 1919 году в г. Костроме на 70000 жителей было создано 12 детских клубов, в каждом из которых занималось от 150 до 400 детей. В этом же году на одной из станций Виндавской железной дороги, недалеко от Москвы, создается детский железнодорожный клуб с различными кружками и библиотекой. В Саратове был организован первый детский клуб с кружками, а так же клуб подростков. В Ясной поляне под Тулой в память о педагогической деятельности Л.Н. Толстого создается первый детский город имени III Интернационала. В Волокаламском уезде Московской области - детский городок, в котором с ребятами проводилась клубная, художественная, экскурсионная, опытническая и другие виды работ.

Клубы рассматривались как "Своеобразные проводники педагогического влияния на детей", поэтому, несмотря на трудности переживаемого момента, - был утвержден довольно большой штат воспитателей. Педагог выделялся на каждые 20 - 25 человек, посещавших клуб.

Детские клубы этого времени можно разделить на несколько видов в зависимости от организационной структуры и характера деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Просвещение в российских условиях
Но многовековой путь развития России во многом отличался от европейского, и семена Просвещения, попав на русскую почву, принесли иные плоды, нежели на Западе. Во второй половине 18 столетия Франция уже была на пороге великой революции, и ...

Великое искусство XIX века
Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно всегда было если не политизировано, то, во всяком случае, те ...

Искусство эпохи Возрождения
Литература в Японии расцвела после того, как пустило корни образование. Под покровительством провинциальных аристократов, поощрявших изучение китайских классиков, религии и культуры, находились различные школы. Вскоре, как и в средневеков ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы