Две столицы: таланты и поклонники

Материалы » Две столицы: таланты и поклонники

Страница 2

В 1822–1825 гг. архитектор О. Бове построил для театра новое здание, и с тех пор он стал называться Большим театром, ибо действительно был самым большим в России. В этом театре продолжила играть труппа Петровского театра.

В 1842 г. в Большой театр перевели труппу из Петербурга и с тех пор отличительной чертой репертуара театра стали оперы М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, оперы и балеты П.И. Чайковского. Высокий резонанс получила в 1842 г. премьера оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», ставшая с тех пор своеобразной визитной карточкой театра.

После пожара 1853 г. здание Большого театра было значительно перестроено, переоборудовано и расширено архитектором А. Кавосом. Тогда же фронтон театра украсила знаменитая квадрига скульптора П.К. Клодта — четыре бронзовых коня, запряженных в колесницу Аполлона. В 1856 году новое здание Большого театра открылось премьерой оперы «Пуритане» В. Беллини. Но важнейшими для развития театрального искусства были постановки опер и балетов П. Чайковского «Спящая красавица», «Евгений Онегин», «Черевички», «Мазепа», «Пиковая дама», а также композиторов «Могучей кучки» — «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова. Выдающийся французский балетмейстер М. Петипа создал новую балетную труппу театра и поставил несколько балетов, самый знаменитый из которых — «Лебединое озеро» (премьера состоялась в 1877 г.)

В начале XX в. расцвет вокальной музыки на сцене Большого театра связан с именами Л. Собинова, А. Неждановой, Ф. Шаляпина, открывшими настоящую новую эпоху в мировом оперном искусстве. В 1904–1906 гг. в театре работал С.В. Рахманинов, под управлением которого новую сценическую жизнь обрели многие русские оперы.

С 1902 г. и до конца жизни в 1924 г. пост балетмейстера Большого театра занимал А.А. Горский, который насытил балетные спектакли драматизмом. Одной из лучших работ режиссера была постановка балета «Дон Кихот», надолго пережившая своего создателя. «Недосягаемой» называли приму балетной труппы Е. Гельцер, демонстрировавшую в спектаклях свою виртуозность. Репертуар Большого театра постоянно пополнялся всем лучшим, что было создано русскими и европейскими композиторами.

После революции 1917 г. Большой театр стал государственным, а в 1924 г. получил статус академического. Большой оставался образцовым, классического репертуара, театром, но на его сцене появились и произведения новой, советской музыки — оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «Броненосец Потемкин» Чешко, «Мать» Хренникова и другие.

Сегодня золотой фонд оперной и балетной классики Большого театра составляют оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Царская невеста», балеты «Спартак», «Ромео и Джульета», «Баядерка», «Корсар». Музыкальные постановки в Большом театре осуществляли знаменитые балетмейстеры Л.М. Лавровский, Ю.Н. Григорович, дирижеры М.М. Ипполитов-Иванов, В.В. Небольсин, Г.Н. Рождественский, Е.Ф. Светланов, Б.А. Покровский, Б.Э. Хайкин. На сцене Большого театра блистали выдающиеся вокалисты П.Г. Лисициан, И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, Е.В. Образцова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, М.Д. Михайлов, В.А. Атлантов, А.Ф. Ведерников, А.А. Эйзен. Всемирное признание получили балеты с участием О.В. Лепешинской, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, Р.С. Стручковой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, В.В. Васильева, М.Э. Лиепы, Н.В. Фадеечева. Гастроли Большого театра всегда вызывают огромный интерес за рубежом.

В настоящее время ведется масштабная реконструкция исторического здания театра, а с 2002 г. начались постановки на сцене вновь построенного филиала Большого театра.

Малый театр — старейший русский драматический театр в Москве, играющий выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры.

История Малого театра начинается в апреле 1806 г., когда в Москве в Доме Пашкова открылся первый в Москве Императорский театр, репертуар которого включал оперы, драмы, комедии и балеты. В октябре 1824 г. этот театр обосновался на новом месте, в доме купца Варгина на Петровской (ныне — Театральной) площади и стал называться Малым театром — по сравнению со стоявшим рядом Большим театром. В 1840 г. здание театра перестроили, расширив зрительный зал до 900 мест.

В XIX в. Малый театр стал одним из крупнейших центров русской культуры. Здесь ставились пьесы А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, У. Шекспира, Ф. Шиллера. А сердце театра и его душу составлял великолепный актерский ансамбль. В 1817 г. в труппу театра пришел великий П.С. Мочалов — актер больших чувств, вдохновенный романтик, удивительно тонко игравший трагические роли. В 1822 г. состоялся дебют М.С. Щепкина, с именем которого связана реформа нашего национального театра. Выходец из семьи крепостных крестьян, Михаил Семенович Щепкин (1788–1863) впервые появился на сцене в восемь лет. Став профессиональным актером, Щепкин поставил задачу сделать законами творчества «простоту» и «естественность». Он научился постигать «идею образа», он умел заставить себя думать и чувствовать так, как представляемый им герой — отсюда, при всех очень незавидных внешних данных (малый рост, полнота) Щепкин умел представлять все разнообразие человеческих типов. Поэтому одинаково великолепен был он и в комических, и в драматических ролях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации:

Религиозная культура
Характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие - сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. Действительно, так как язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно мирным путем. Столкнули в ...

Квинтилиан – автор риторических наставлений
Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумм ...

Дворец государя молдавского Дмитрия Кантемира – первый самостоятельный проект Ф.Б. Растрелли
Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы