Две столицы: таланты и поклонники

Материалы » Две столицы: таланты и поклонники

Страница 3

1850–1860-ее гг. — это новый этап в становлении русского актера и русской драматургии. А тем литературным материалом, который позволил раскрыться новым качествам искусства актеров, стала драматургия А.Н. Островского. Пьесы Островского словно открыли в театральном искусстве те вечные, постоянные начала, что до сих пор живут в Малом театре. В течение девяти сезонов — с 1873 по 1882 гг. — в театре было поставлено 29 пьес Островского, а спектакль «Гроза» стал крупнейшим событием в русской культуре. Недаром Малый называют «Домом Островского», ибо до сих пор его драматургия составляет основу театрального репертуара.

Крупнейшей трагической русской актрисой конца XIX в. была Мария Николаевна Ермолова (1853–1928). Дочь суфлера Малого театра, она росла в обстановке страстного почитания национальной сцены. Ермолова довела форму актерского искусства до предельной, гениальной «пушкинской» простоты. Наиболее близки ей были Островский, Шиллер и Шекспир. Ермолова потрясала публику в образе Жанны д’Арк в спектакле «Орлеанская дева» по Ф. Шиллеру. В пьесах Шекспира ею было сыграно 19 ролей. Столько же ролей, девятнадцать, она сыграла в пьесах Островского, и лучшими из них были Негина в «Талантах и поклонниках» и Кручинина в «Без вины виноватые». И не случайно уже в годы советской власти именно Ермолова стала первой Народной артисткой республики.

В 1930–1940-е гг. Малый театр, пережив натиск «нового революционного искусства», вновь вернул себе высочайший авторитет постановкой классического репертуара, а в спектаклях блистали А.А Яблочкина, В.О. Массалитинова, П.М. Садовский, М.И. Царев, И.В. Ильинский. Из пьес нового репертуара наиболее успешной стала постановка «Любовь Яровая», с В. Пашенной в заглавной роли. В годы Великой Отечественной войны значительными событиями в театральной жизни страны стали спектакли «Фронт» по пьесе Корнейчука и «Нашествие» по пьесе Л.М. Леонова.

Во второй половине XX в. в Малом театре были представлены все самые значимые советские драматурги. Но все же Малый театр продолжал оставаться театром русской и мировой классики. Постановки «Макбета» 1955 г. в заглавной роли с М. Царевым, «Власти тьмы» 1956 г. с блестящей актерской работой И. Ильинского, «Грозы» 1962 г. с Кабанихой — Пашенной, Катериной — Р. Нифонтовой, Диким — М. Жаровым стали большими художественными событиями.

И сегодня современная театральная культура немыслима без традиций Малого театра. Великолепная труппа насчитывает ныне более 100 человек, среди которых — Э.А. Быстрицкая, И.В. Муравьева, Ю.М. Соломин, С.А. Коршунов, А.Я. Михайлов, Ю.И. Каюров и другие известные актеры. На сцене театра ставятся пьесы Островского, Чехова, А. Толстого.

В октябре 1995 г. был открыт филиал Малого театра на улице Большая Ордынка. Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния, а сам Малый театр включен в список особо ценных культурных объектов, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей и Эрмитажем.

Московский Художественный театр — великий русский театр, внесший огромный вклад в развитие как национального искусства, так и в мировую театральную сокровищницу. Он был создан К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко и открылся 14 октября 1898 г. премьерой трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Первоначально театр давал спектакли в здании театра «Эрмитаж» в Каретном ряду. С 1902 г. театр обрел свой собственный театральный дом в Камергерском переулке. Новое здание было построено архитектором Ф.О. Шехтелем и оборудовано новейшей по тем временам театральной техникой. Большую материальную помощь театру с первых шагов оказывал известный и промышленник и меценат Савва Морозов

Ядро труппы МХТ составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское искусство преподавал Немирович-Данченко, а также участники любительских спектаклей руководимого Станиславским Общества искусства и литературы. Среди них были О.Л. Книппер, И.М. Москвин, М.Г. Савицкая, М.П. Лилина, М.Ф. Андреева. В 1900 г. в труппу вступил В.И. Качалов, чуть позже — Л.М. Леонидов.

Художественный театр внес не только изменения в репертуарный облик театральной Москвы, но и предложил зрителям новую театральную эстетику, основанную на принципах реалистического искусства. Одним из основных принципов постановки спектаклей стало воспроизведение на сцене реальных жизненных условий. Постановщики и актеры внимательно изучали исторические и бытовые условия того времени, которое они представляли на сцене, стремились воспроизвести «стиль эпохи» в самых мелочах. Так, в спектакле «Царь Федор Иоаннович» зрители были потрясены точностью в передаче стилевых особенностей эпохи XVI в., а в спектакле «На дне» — бытовым пространством московской ночлежки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие публикации:

Теория игры Йохана Хейзинга
Современный голландский культуролог, автор произведений «Homo ludens» (человек играющий), «Осень средневековья», Й. Хейзинга предлагает понимание культуры как игры. В основе развития культуры человека лежит не труд, а игра. Человек начина ...

Развитие народного образования
Развитие промышленности, товарно-денежных отношений ставило на повестку дня развитие народного образования в середине ХIХ века оно находилось на низком уровне. Накануне отмены крепостного права в Белоруссии действовало 576 учебных заведен ...

Графический пейзаж
Пейзаж — изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays — страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литератур ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы