Две столицы: таланты и поклонники

Материалы » Две столицы: таланты и поклонники

Страница 8

Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, а на его сцене шли пьесы о войне советских драматургов — «Фронт», «Русские люди», «Нашествие». С осени 1944 года он возобновил работу в Ленинграде. Крупнейшим событием стала постановка в 1955 г. пьесы «Оптимистическая трагедия» в режиссуре Г.А. Товстоногова. В труппе работали крупнейшие артисты: В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев, Н.К. Черкасов, В.И. Честноков, Е.В. Александровская, Б.А. Фрейндлих и другие.

Звезда Веры Федоровны Комиссаржевской (1864–1910) ярко воспылала в 90-е гг. XIX в. — именно тогда актриса поступила в труппу Александринского театра. На сцене Александринки она сыграла 50 ролей — очень разных по жанру и характеру. Крупнейшим театральным и общественным событием стал спектакль «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского, в котором Комиссаржевская сыграла главную роль — Ларису.

Но несмотря на успех, В.Ф. Комиссаржевская в 1902 г. покидает Александринский театр. Увлеченная идеями К.С. Станиславского, его «школой переживания», актриса в 1904 г. создает свой театр, который так и называет — Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской. Сначала представления давались в здании «Пассажа», а с 1906 г. — в здании театра на Офицерской улице. Основой репертуара театра стали пьесы современных русских и зарубежных авторов — Чехова, Горького, Сологуба, Андреева, Блока, Ибсена, Гамсуна, Метерлинка, Уайльда. Центральной фигурой в театре была сама Вера Федоровна — именно она приглашала режиссеров, выбирала пьесы для постановки, играла главные роли. Уже вскоре Комиссаржевская увлекается символизмом и отдается поискам символистского театра. Она приглашает в театр В.Э. Мейерхольда, но, впрочем, через некоторое время разрывает с ним отношения. В 1908 г. Комиссаржевская закрывает театр, а через год окончательно уходит из него. В 1910 г. она умерла в Ташкенте во время гастролей.

Модернистские начала в театральном искусстве поддерживались в Петербурге в начале XX в. в литературно-артистических кабаре — «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». «Бродячая собака» была создана группой литераторов и театральных деятелей и существовала в 1910–1912 гг. В числе первых участников спектаклей были В. Мейерхольд, Н. Сапунов, С. Судейкин, И. Сац. Здесь выступали молодой В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, К. Бальмонт. После закрытия «Бродячей собаки» ее преемником стал «Привал комедиантов», который действовал в 1915–1918 гг. Руководили им В. Мейерхольд и Н. Петров («Коля Петер»), в программах принимал участие Н. Евреинов. На подмостках «Привала комедиантов» ставились пародийные номера и отдельные представления, стилизованные под балаганные народные зрелища.

Большой Драматический театр (БДТ) — один из первых театров, созданных в Петрограде после революции 1917 г. У основ театра стояли М.Ф. Андреева и А.М. Горький, председателем дирекции стал А.А. Блок, а художественную часть обеспечивали В.А. Щуко, М.В. Добужинский и А. Бенуа. Театр открылся в феврале 1919 г. в помещении Большого зала консерватории, а с 1920 г. занял здание бывшего театра Суворина на Фонтанке (где и находится до сих пор). Для Горького организация БДТ стала попыткой создания театра классического репертуара. К возобновлению классического репертуара — «великих слез и великого смеха» — призывал и А.А. Блок. Поэтому в первые же годы своего существования театр осуществил большое число классических постановок — «Макбет», «Отелло», «Короля Лира» Шекспира, «Разбойников» Шиллера, комедии Гольдони и др.

Новый период в жизни театра начался с постановки «Мятежа» Б. Лавренева, когда Большой Драматический театр становится одним из пропагандистов молодой советской драматургии. В 1930-е гг. ставятся пьесы Биль-Белоцерковского, Файко, Киршона, Маяковского, Катаева. Значительным театральным событием стала постановка в 1939 г. горьковских «Дачников» в режиссуре Б. Бабочкина.

В годы Великой Отечественной войны театр находился в Кирове, но в 1943 г. вернулся в осажденный Ленинград и работал в условиях блокады. В послевоенные годы в театре вновь идут драмы русских классиков и пьесы современных авторов.

В 1956 г. театр возглавил Г.А. Товстоногов, и с тех пор БДТ часто называют «товстоноговским», ибо с именем этого режиссера связаны его слава и расцвет. Товстоногов поставил много спектаклей, вошедших в историю отечественного театра. Он говорил о себе, как о продолжателе традиций Станиславского, работающим в стиле психологической актерской школы. Товстоногов воспитал в своем театре блестящих актеров. Он ставит знаменитого «Идиота» по роману Ф. Достоевского с И. Смоктуновским в роли князя Мышкина, «Варваров» Горького, «Иркутскую историю» Арбузова, «Пять вечеров» Володина и многие другие пьесы. В труппе театра прославились актеры Е.А. Лебедев, Е.З. Копелян, В.И. Стржельчик, З.М. Шарко, Л.И. Макарова, Б.С. Рыжухин, К.А. Лавров и другие.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другие публикации:

Палаццо Питти
Палаццо Питти — самый большой из ныне существующих флорентийских палаццо, одна из самых значительных достопримечательностей Флоренции. Находится на покатой Площади Питти; позади здания размещаются Сады Боболи. Здание служило резиденцией ...

Воронихин
Казанский собор Значительнейшим произведением Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1800—1811). В этом сооружении отразилось то новое, что характеризует зодчество первой трети 19 в.: новое отношение к человеку, новое понимани ...

Авангардные направления в искусстве
Авангард – (фр. аvant-garde – "передовой отряд") – совокупность многообразных новаторских движений и направлений в художественной культуре модернизма первой трети XX: футуризм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, супрематизм, фовизм и ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы