Две столицы: таланты и поклонники

Материалы » Две столицы: таланты и поклонники

Страница 6

Отлично спроектированный, Большой Каменный театр имел отличную акустику и необычайно глубокую сцену. Именно на такой сцене стали возможны фантастические полеты, которые демонстрировал в своих спектаклях Ш. Дидло — балетмейстер, прибывший в Россию и обретший здесь свою вторую родину. В дальнейшем прославленный и тоже ставший русским француз М. Петипа использовал глубину сцены для хореографических эффектов и потрясающих зрителей движений кордебалета. В балетах «Баядерка» (1877 г.), «Пахита» (1881 г.) Петипа представлял великолепное, роскошное праздничное зрелище с участием множества актеров.

Но время разрушало здание и в 1885/1886 гг. здание театра закрыли (позднее здание Большого Каменного театра перестроили под нужды Петербургской консерватории). Спектакли были перенесены в Мариинский театр. Здание этого театра было перестроено из бывшего конного цирка в 1860 г. все тем же А. Кавосом. В 1885 г. театр перестраивал архитектор В. Шретер, который, к тому же, добавил пристройки к основному корпусу. В 1894 г. к лицевому фасаду пристроили еще один новый корпус. В результате Мариинский театр стал обладать многофигурным силуэтом, сохраняя некоторую архитектурную таинственность. Театр не имел роскошного фронтона и привычной, казалось бы, колоннады. Зато многоярусный зал поражал великолепием. Особенностью его была необычная окраска — он был голубым.

С тех пор сцена Мариинского театра видела немало театральных побед.

В XIX — начале XX вв. Мариинский театр был императорским, а значит — чудесным храмом искусства, куда еще с пушкинских времен тянулись лучшие художники танца и лучшие оперные певцы.

Поначалу на сцене театра попеременно давались и драматические, и оперные, и балетные спектакли. Здесь выступали талантливые русские артисты — Е. Сандунова, А. Крутицкий, П. Булахов, а также артисты балета — А. Истомина, Е. Колосова, А. Глушковский. В 1803 г. драматическая труппа отделилась, а в 1832 г. перешла в Александринский театр. Оперный и балетный репертуар пополнялся в основном европейскими постановками.

Новый период деятельности театра связан с постановкой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» в 1836 г. — в театр на смену итальянской оперы пришла новая русская музыка, опиравшаяся на национальные традиции. И в дальнейшем оперы Глинки, Бородина, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского серьезно изменили репертуар отечественной сцены. А в Мариинском театре заблистали дирижеры К. Лядов, Э. Направник, оперные певцы О. Петров, А. Петрова-Воробьева, И. Мельников, Ф. Стравинский, М. Долина. В начале XX в. ведущее место в оперной труппе заняли Ф. Шаляпин и И. Ершов, в творчестве которых техническое совершенство владения голосом соединялось с искусством драматическим. Именно здесь Ф. Шаляпин создал эпический образ Бориса Годунова в одноименной опере М.П. Мусоргского. А на И. Ершове, которого называли великим интерпретатором Вагнера, держался весь вагнеровский репертуар Мариинского театра.

Со второй половины XIX в. русский репертуар занимал ведущее место и в балетных постановках. Блистательные достижения Мариинского театра связаны с балетами П.И. Чайковского «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и А. Глазунова «Раймонда». Балетмейстеры М. Петипа и Л. Иванов позволили раскрыть свои незаурядные таланты легендарным балеринам А. Павловой, М. Кшесинской, О Спесивцевой, танцовщику В. Нижинскому. В начале XX в. новаторские принципы в балете связаны с именем балетмейстера М. Фокина.

В начале XX в. Мариинский Императорский театр одну из ведущих в мире оперных и лучшую в мире балетную труппы, а также превосходный оркестровый коллектив.

После революции 1917 г. Мариинский театр был национализирован и с 1920 г. стал называться Государственным Академическим театром оперы и балета. В 1934 г. театру было присвоено имя С.М. Кирова.

В 1920-е гг. театр переживал не лучшие времена — он подвергся революционному натиску со стороны «нового искусства». На сцене было много экспериментаторства, когда «старый» репертуар отвергался в угоду постановкам «на революционную тему». Впрочем, в 1930-х гг., в связи с развернувшейся борьбой с «буржуазностью» и «декаденством» на сцене театра ставятся «героические балеты» «Пламя Парижа», «Партизанские дни», «Утраченные иллюзии». Становится идейно-монументальной опера — идут «Броненосец Потемкин», «Щорс», «В бурю». Но возобновляется и классический репертуар — «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

В начале Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где подготовил новые спектакли: «Емельян Пугачев», «Ночь перед Рождеством» и др. Артисты театра выступали в госпиталях, выезжали в составе бригад на фронт. Только в 1944 г. театр возвратился в родной город. Здание театра значительно пострадало от обстрелов, но в 1944 г. было полностью восстановлено.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие публикации:

Барокко в России. Определение. Временные рамки
В России барокко появляется еще в XVII веке ("нарышкинское барокко", "голицынское барокко"). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое & ...

Эйтор Вилла-Лобос – ярчайший представитель музыкальной культуры Бразилии
Писать музыку для меня необходимость . Я пишу потому, что не могу не писать. Э. Вилла-Лобос Первые сочинения Вилла-Лобоса — песни и танцевальные пьески двенадцатилетнего музыканта-самоучки — помечены 1899 г. В последующие 60 лет творчес ...

Солнечный храм Ниусера в Абусире
Греческие историки Диодор и Геродот рассказывали, что будто бы из-за непосильного труда и угнетений, которым народ подвергался со стороны фараонов IV -ой династии, народ восстал и выбросил тела царей из их гробниц. В результате смуты к вл ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы