Две столицы: таланты и поклонники

Материалы » Две столицы: таланты и поклонники

Страница 7

С 1950-х гг. в театр возвращается оперная и балетная классика. Но пишутся и новые произведения — в 1956 г. был поставлен знаменитый балет А. Хачатуряна «Спартак», в 1957 г. — «Каменный цветок» А. Прокофьева, «Легенда о любви» Меликова (в обоих балетмейстер — Ю. Григорович). Чуть позднее под маркой «Kirov balet» балетная труппа театра получает всемирную известность. Многие оперные спектакли 1950–1960-х гг. посвящены событиям Великой Отечественной войны, а из русской классики были поставлены «Мазепа», «Псковитянка», «Садко».

Во второй половине XX в. в труппе театра было много знаменитых исполнителей и артистов балета: К. Лаптев, И. Бугаев, В. Максимова, Б. Штоколов, Р. Баринова, М. Заика, В. Соловьев, В. Кравцов, А. Сапогов, В. Семенов, К. Федичева, Ю. Марусин, С. Лейферкус и многие, многие другие.

В настоящее время театру возвращено его историческое имя — он вновь Мариинский театр. А оперные и балетные постановки, отмеченные сочетанием классики и новаторства, постоянно вызывают интерес у театральной публики во всем мире.

Александринский театр — старейший драматический театр России. Он был создан в 1756 г. в Санкт-Петербурге как первый профессиональный постоянный публичный императорский театр и имел название «Русский для представления трагедий и комедий театр». Его первым директором был А.П. Сумароков, а затем Ф.Г. Волков. В репертуар театра входили драматические произведения А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, комедии И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина, а также пьесы западноевропейских драматургов. Знаменитым был спектакль «Недоросль» Фонвизина, впервые поставленный в 1782 г. С начала 1770-х гг. ведущее место в репертуаре театра занимает комическая опера, а также сентиментальная мелодрама, в постановках которой блистали С. Сандунов, А. Крутицкий, А. Каратыгина. Во время Отечественной войны 1812 года особое значение приобрели постановки трагедий В.А. Озерова «Эдип в Афинах» и «Дмитрий Донской». В 1820-х гг. на сцену вновь вернулись комедии и водевили, были поставлены ранние комедии А.С. Грибоедова, инсценировались поэмы А.С. Пушкина и В.А. Жуковского.

Долгое время театр давал представления в различных помещениях. Наконец, в 1832 г. было построено специальное театральное здание, и с этой поры театр стал называться Александринским — в честь императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Здание Александринского театра, построенное архитектором К.И. России в 1828–1832 гг. — одно из лучших произведений русского классицизма. Главный фасад здания выразительно оттенен глубокой лоджией с шестью коринфскими колоннами. На аттике фасада — колесница Аполлона (скульптор С.С. Пименов), на боковых фасадах — восьмиколонные выступы подъездов. Здание Александринского театра стало частью большого архитектурного ансамбля, устроенного К.И. Росси на значительном участке у Невского проспекта.

Будучи императорским, Александринский театр всегда славился патриотическим репертуаром. Здесь ставились героические пьесы Н. Кукольника, Н. Полевого, П. Ободовского, но по-прежнему в почете были водевили. Среди комедийных актеров славился А. Дюр, а трагические роли великолепно исполняли В. Каратыган и Я. Брянский. С середины XIX в. на сцене театра появляется бытовая и историческая драма. К примеру, необычной популярностью пользовался спектакль А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного».

В 1853 г. на афише Александринского театра впервые появилось имя А.Н. Островского, вскоре в репертуар театра вошли всего его пьесы, а особенно крупным художественным событием стала постановка в 1859 г. пьесы «Гроза» с А.Е. Мартыновым в роли Тихона.

В 1860-е — начале 1870-х гг. в труппе театра ведущее место занимали актеры В. Самойлов и П. Васильев. Позднее значительными ролями прославились В.Н. Давыдов, П.С. Стрепетова. Актриса М.Г. Савина в течение сорока лет потрясала зрителей своей точной психологичностью и объемностью образов, ею создаваемых, сыграв весь классический русский репертуар — от Гоголя до Толстого. Удивительным импровизатором был актер В.А. Варламов, который мог выйти на сцену, не зная текста (работать «под суфлера»), но сыграть так, что зрители плакали и смеялись от всей души. А шепот Варламова был ясно слышен во всех дальних уголках зрительного зала.

В 1908–1917 гг. несколько спектаклей в Александринском театре ставил В.Э. Мейерхольд, увлеченный символическими и стилизаторскими идеями. В спектаклях «Дон Жуан» Мольера, «Гроза», «Маскарад» М.Ю. Лермонтова он утверждал на сцене праздничную театральность, яркость, роскошное декорирование постановок.

После революции 1917 г. Александринский театр был переименован в Государственный Академический театр драмы. В 1937 г. театру было присвоено имя А.С. Пушкина. В первые послереволюционные годы театр ставит преимущественно русскую и зарубежную классику, на его сцене появилась драматургия А.М. Горького — «Мещане», «На дне». В середине 1920-х гг. значительное место в репертуаре занимают историко-революционные пьесы — «Иван Каляев», «Пугачевщина», а также «Штиль» Биль-Белоцерковского и «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие публикации:

Требования к качеству изделий и транспортировка
Камнерезные художественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на их поверхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков. Изделие должно быть правильным и красивым по своим формам и пропорциям ...

Западноевропейская культура «века просвещения»
Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах "Век разума", "Эпоха Просвещения. Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальн ...

Возвышение Вавилона
Теперь кратко обрисуем обстоятельства, при которых Вавилон из небольшого городка превратился в столицу великого царства. Политический хаос, возникший после падения царства Ш династии Ура, длился около двух веков. Мелкие и мельчайшие царс ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы