Две столицы: таланты и поклонники

Материалы » Две столицы: таланты и поклонники

Страница 1

Театр — одно из древнейших искусств, он разнообразен и разнолик. Память человеческая хранит представление о величие самых разных эпох. Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством. Но театр может жить не только в великолепных архитектурных зданиях, он может обитать и на улицах, совершенно не теряя при этом своей магической притягательности. Таковы были представления скоморохов в Древней Руси, когда талант наших первых актеров и воображение зрителей заменяли собой позднейшие сценографические ухищрения. Таков был и театр Петрушки, для которого только и нужна была ширма да кукла.

И все же театр немыслим без актера, ибо актер — это душа театра. В XVIII–XX вв. русская сцена дала миру великие имена, подарила великие таланты. И особенно значителен вклад в развитие отечественного театрального искусства Москвы и Петербурга. На театральных подмостках российских столиц блистали своим даром балерины А. Павлова и Г. Уланова, О. Лепешинская и Е. Максимова, танцовщики В. Нижинский и В. Васильев, М. Лиепа и… Поклонников оперы потрясали своими ролями Ф. Шаляпин и И. Ежов, И. Архипова и Г. Вишневская, Л. Собинов и С. Лемешев, Б. Штоколов и М. Михайлов. Ролями в драматических спектаклях прославились Е. Каратыгин, М. Щепкин, М. Качалов, М. Ермолова, В. Комиссаржевская, А. Тарасова, Б. Бабочкин, Е. Лебедев, Т. Доронина и многие другие.

А вот театр XX в. называют «режиссерским», ибо весомо возросло значение человека, придающего театральному действу идейную, эстетическую и организационную целостность. И снова Москва и Петербург формировали отечественную режиссерскую школу. М. Петипа и Ю. Григорович, К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, Г. Товстоногов и А. Эфрос вошли в историю мирового театра, ибо создали свою эстетику, смогли театральными средствами рассказать что-то новое о мире и человеке. И потому, когда мы говорим «театр Товстоногова» или «театр Станиславского», то, конечно же, имеем в виду не театральное здание, а тот особый стиль спектаклей, поставленных этими режиссерами.

Театр родился в России чуть более 330 лет назад. И на протяжение всех этих трех веков русский театр не раз даровал миру удивительные открытия.

Москва

4 июня 1672 года был издан указ царя Алексея Михайловича, который предписывал жителю Немецкой слободы, пастору Йоганну-Готфриду Грегори «учинити комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Есфирь». Так было положено начало первому русскому театру. Уже 17 октября 1672 г. пьеса была разыграна. Называлась она «Артаксерово действо». Всего же было дано девять спектаклей. Представления разыгрывались сначала в помещениях дома Милославского, а затем и в новом специально построенном здании. При этом летний театр — «комедийная хоромина» — находился в подмосковном селе Преображенском, а зимний — в кремлевских палатах, над дворцовой аптекой. Но после смерти Алексея Михайловича в 1676 г. театр закрыли.

Вновь театральные представления возобновились при Петре I — в 1702 г., когда в Москву по приглашению царя прибыл антрепренер и актер Иоганн Кунст с восемью артистами. Для этой труппы на Красной площади была сооружена новая «театральная хоромина» или «комедийная храмина». И с той поры в России началось постепенное развитие театрального искусства.

Во второй половине XVIII в. особое место в театральной жизни Москвы занимал театр Московского университета, кураторами которого были М.М. Херасков и И.И. Мелисино. Уже в 1756 г. здесь начались представления, возникло первое в России театральное училище. На сцене студенческого театра ставились трагедии Сумарокова, комедии Мольера и М.М. Хераскова.

Много зрителей собирали крепостные театры Д.Н. Блудова, П.М. Волконского, В.И. Бибикова. Особенно славен был театр Шереметевых в Кускове и Останкино. На их сцене блистала крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалева (по сценическому псевдониму — Жемчугова) (1768 — 1803). Она родилась в семье кузнеца, с семи лет воспитывалась в графском доме в Кускове, обучалась пению, музыке, иностранным языкам. Обладающая чарующим сопрано, актриса с 11 лет начала выступать в спектаклях крепостного театра. Вскоре Прасковья Ковалева стала ведущей актрисой театра Шереметевых, исполняла роли широкого диапазона — в комедиях, драмах, комических операх. Лучшей ролью ее стала Элиана в героической опере Гретри «Браки самнитян». Достоянием гласности оказалась истории любви крепостной актрисы с графом Н.П. Шереметевым. Чувства графа к актрисе были столь велики, что в 1798 г. он даровал ей вольную, а в 1801 г. вступил с ней в брак.

Крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры — Большой театр. История театра восходит в 1776 г., когда на Петровке открылось первое в Москве каменное и специально оборудованное театральное здание — «Петровский театр». Этот театр был частным и находился под управлением англичанина М. Медокса. Здесь ставились драматические пьесы А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, а также оперные и балетные спектакли. В 1805 г. здание театра сгорело, но уже через пять месяцев появилось новое здание. Сам театр из частного превратился в Императорский. Основной репертуар состоял из балетов и опер французских и итальянских композиторов. В начале XIX в. большую популярность приобрел новый русский жанр — опера-водевиль (пьесы Алябьева и Верстовского), а также балет-дивертисмент.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Панк в России
Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири молодые люди, интересующиеся западной музыкой ...

Психологические исследования в дизайне
Психологический дизайн исследует комплекс взаимодействий в системе «человек-среда». Это психологическое обоснование дизайна. Обоснование его причинности, его существования вообще, его составляющих в широком смысле и в каждом конкретном сл ...

Право в Древнем Риме
Правовое положение личности характеризуется тремя статусами (состояниями): состоянием свободы, состоянием гражданства и семейным состоянием. С точки зрения состояния свободы различались рабы и свободные, сточки зрения состояния гражданств ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы