Структурные составляющие постановки концертно-зрелищной программы

Материалы » Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ » Структурные составляющие постановки концертно-зрелищной программы

Страница 6

Однако напомним, что в драматургии концертного действия отсутствует конфликт в том плане, как он понимается в драматургии театральной. В драматургическом произведении, независимо от вида и жанра (и в сценарии массового зрелища в том числе), необходимо найти драматургический «узел», рождающий обострение действия, развивающий его и двигающий к кульминации.

Поиск этого «узла» определяется идейной установкой, «социальным заказом».

Монтажное сопоставление противоборствующих сил, активизируя концертное действие, вело его к кульминации — «Песне мира» Д. Шостаковича, которая была и выводом, и подтверждением правоты народного дела, и славой подвига народного, и клятвой сегодняшнего поколения вечно юных городов-героев — беречь мир. Как видите, в концертном действии необходимо выявить побудитель действия, конструктивный принцип которого может быть дан в самых различных аспектах.

Подходя к вопросу о специфичности сценарной структуры в массовых празднествах и концертных зрелищах, мы должны определить, что же составляет ее характерные особенности, являясь основными чертами жанровой принадлежности.

Если проводить параллели, то театральную драматургию можно сравнить с картиной, созданной обычными живописными приемами, сценарий концертного действия — с мозаикой, где из множества самостоятельных частей создается общее, то, что А. Д. Попов метко определил как «художественную целостность спектакля.

Умение создать из многих компонентов (драматические эпизоды, номера различных жанров, киноматериал и т. д.) крепко сколоченный сценарий, построенный на едином драматургическом стержне, подчиненном главной теме, на образное раскрытие которой направлены усилия всех участников массового представления, и является необходимым качеством драматурга, создающего сценарий концертного действия.

Драматургия концертного действия сродни драматургии музыкальной: здесь, так же как и в музыкальной драматургии, должны быть темы — главная и побочная, экспозиция, разработка, система смысловых лейтмотивов, контрастное соотношение кусков, реприза, кода и т. д.

Сходство это усиливается также тем, что много материала концертного представления выстроено на музыке. Поэтому сценарист должен знать основу драматургии музыкальной, те законы, которые являются для нее определяющими.

Одновременно в драматургии концертного действия большое значение придается слову.

Как известно, слово — основное изобразительно-выразительное средство литературы. Сфера словесного обозначения практически не имеет границ, и возможности проникновения в жизненные явления с помощью слова особенно велики.

Использование слова в литературном сценарии стремительной динамики действия в пространстве и времени дает возможность выстроить в одном сценическом произведении ряд сюжетных линий, затронуть разные темы.

Именно слово расширяет творческую палитру сценария, сообщает возможность использовать такие выразительные средства, как повествование и диалог; слово позволяет выстроить свободную конструкцию сценария, при помощи словесного выражения ввести драматургическую ткань сценария такой сильнодействующий прием, как непосредственная передача авторской мысли (лирические отступления).

Так в сценарии возникают философские обобщения, лирические отступления автора, сообщая сценарию интеллектуальное, аналитическое начало.

Слово — это и выражение авторской идеи, и эмоциональный элемент огромной силы. Поэтому использовать слово при создании сценария необходимо продуманно и точно. Весь текстовой материал (как созданный специально для данного сценария, так и смонтированный из произведений различных авторов) должен быть подчинен единому идейно-художественному плану, драматургической концепции. Речь героев не может быть бытовой, не может мельчить натуралистическими подробностями, а должна стремиться к обобщенности, афористичности, предельной отточенности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие публикации:

История становления и развития сети учреждений культуры для детей и подростков
В данной главе рассказывается о становлении и развитии сети учреждений культуры для детей в России. Первый параграф посвящен становлению сети учреждений культуры для детей и подростков со времени Древней Руси и ее развитие до Октябрьской ...

«Тарзан». Киноверсии разных времен
После Второй мировой войны на советских экранах появились ленты, демонстрация которых начиналась с титра: «Этот фильм взят в качестве трофея». В число таких картин попала и серия о приключениях Тарзана, выросшего в джунглях и воспитанного ...

Христианское проповедничество Европы
Одним из самых выдающихся представителен западной ветви духовного красноречия был Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.). Он родился в г. Тагасте (Северная Африка). Иго мать - св. Моника - была христианкой и оказывала на сына огромное ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы