Эта диалогичность по своей сути несет черты внутренней конфликтное, являясь действенным фактором монтажной структуры.
Здесь нужно отметить экспозицию, вводящую в «условия игры», развитие действия в монтажной структуре, построенной на жанровой диалогичности различных эпизодов и номеров, кульминацию и финал. Эти главные опорные вехи драматургии концертно-зрелищной программы дают основание говорить о рождении новой своеобразной разновидности драматургии.
Сценарно-монтажная структура концертного действия не вытягивается по прямой, идущей ровно и спокойно. Монтаж является сборкой различных и разнородных элементов. Поэтому сценарий выстраивается скорее по спирали, где каждый эпизод или номер - это самостоятельное ее кольцо, и одновременно они устремлены по вертикально восходящей линии к вершине спирали, т. е. к смысловой кульминации сценария.
Действие концертного зрелища (в отличие от театрального) лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращение событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову и т. д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия зачастую приобретают большее значение, нежели его поступательное развитие, становясь кульминационными вехами в общей. Каждая такая остановка необходима того, чтобы дать возможность зрителю понять ту или иную или драматическую ситуацию.
Драматургия концертного действия смыкается с музыкальной, равно как и с драматургией «эпического» театра.
В концертном действии монтажное сопоставление законченных номеров - эпизодов и диалогичность тем как бы заменяют собой контрастность и конфликт, характерные для традиционной театральной драматургии.
В этом коренное отличие драматургии концертного действа от драматургии театральной.
В драматургии концертного действия, основанной на методике монтажа, природа конфликта иная, нежели в драматургии театральной. В данном случае это со своеобразным построением действия, где конфликтность возникает не в результате действия и контрдействия, пронизывающих всю пьесу, а в процессе сопоставления, стыковки различных номеров и эпизодов.
В драматургической структуре концертного действия наличествует скорее многоголосие различных тем, нежели единый конфликт действия и противодействия, характерный для традиционного построения драматургии. В концертно-зрелищном представлении диалектика драматического действия возникает и развивается в борьбе противоречий, выявляющихся в процессе монтажной его постановки различных жанровых разновидностей, неоднородным выразительным средствам. Самостоятельность разновидностей, волей художника сведенных в единый действенный ряд, приводит к внутрижанровой борьбе, лежащей в основе диалектики драматического действия в монтажном методе. Борьба противоречий, возникающих при помощи монтажа, приводит к рождению единой динамической структуры, многоплановой и многоголосой, спрессованной единым стремлением к общей цели.
Так рождается полифоническое развитие темы — ее многоплановость, многоголосие, монтажное сопоставление контрастных по своему эмоциональному содержанию эпизодов, т. е. качества, характерные для музыкальной драматургии.
И еще одна ассоциация возникает в процессе изучения основы драматургии массового действа: монументальная фреска. Во фреске множество тем и событий сливаются в единый стройный образ, своего рода «пластическую драматургию», где «очередь смотрения» сообщает произведению пространственного искусства динамичность постепенного приближения к психологическому центру, к кульминации.
Другие публикации:
Культура 2-й половины 19 века – культура пореформенного времени
Буржуазные реформы середины 19 столетия были рубежом в социально-экономической жизни России и обозначили начало капиталистического периода в ее истории. Эти реформы оказали влияние на многие стороны общественной жизни, социальный и духовн ...
Русская культура XIX – начала XX века
Петровские реформы явились важным условием формирования национальной культуры. В рассматриваемый период наблюдается рост национального самосознания. В культуре это находит выражение в проповеди личной, внесословной ценности человека.
Кул ...
«Философствующие» неформалы
Интерес к философии – один из весьма распространённых в неформальной среде. Это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и своё место в окружающем молодого человека мире выводит его за рамки устоявшихся, «заформализованных» пред ...