Б. Брехт писал, что при монтажной структуре сценария прерывать главное действие не только правомочно, но и необходимо, ибо введение новых элементов в действие не ломает, а, наоборот, развивает и обогащает его. Он говорил об одном из приемов монтажа — сознательном зрительном обозначении, акцентировавшем введение в ткань действия самостоятельных музыкальных номеров. Это позволило «сделать зримым переход к другой эстетической плоскости, плоскости музыкальной, благодаря чему не складывалось неверного впечатления, будто песни «вырастают из действия», а складывалось верное: что они представляют собой вставные номера. Противники нашей выдумки — это просто противники всего «неорганического», скачков, монтажа, и противники главным образом потому, что они против разрушения иллюзии».
Ратуя за монтажную конструкцию драматургии, Б. Брехт отстаивал раскованность этой драматургии, неограниченные возможности философских обобщений и глубинных ассоциаций, заключенных в ней.
Что же должно быть отправной точкой в создании концертно-зрелищной программы?
Л. Н. Толстой считал основой всякого произведения «единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». С этого все начинается. В любом жанре — в миниатюрной эпиграмме и в сценарии огромного массового представления, поднимающего различные темы демократичности, солидарности, религиозности т.п.
Автор сценария концертно-зрелищного представления всегда обращается к тысячам людей, и от его авторской позиции зависит, какие идеи будут заключены в сценарии, за что он станет агитировать.
Только в этом случае представление, осуществленное по его сценарию, будет действительно нести в себе заряд силы и явится средством эмоционального воздействия на те массы, которым и адресуется программа.
Необходима масштабность, необходимо ощущение глобальности и всеобъемлющего значения тех тем, которые поднимаются в сценарии.
Поэтому так высоки должны быть требования, предъявляемые к концертной драматургии. Эти требования касаются вопросов как идейно-художественного плана, так и сценарной техники. Каждый художник по-своему увидит ту или иную тему, найдет своеобразное ее решение. Необходимо только, чтобы избранная тема волновала автора сценария, чтобы он горел ею, чтобы она стала радостью и болью его.
Современный сценарий публицистичен, многое строится на документальном материале, как историческом, так и нашем сегодняшнем. Без этого важнейшего качества сценарий не имеет художественной ценности. Другое дело, какое образное решение будет найдено сценаристом, как он обработает тот или иной фактический материал, какое ему удастся найти образное решение. Но здесь вступают в дело иные факторы, первым среди которых является талант художника, талант драматурга.
Обращение к фактам, к документам и перевод их в художественный образ — процесс чрезвычайно сложный. Об этом много сказано у Дзиги Вертова и Эсфири Шуб. В работе автора сценария массового представления есть точки соприкосновения со спецификой работы кинодокументалистов. Не с производственной точки зрения, конечно, а в плане перевода факта и документа в действенный художественный образ. Так что драматург массового действа должен обладать и качествами документалиста. Задача состоит в том, чтобы не пересказывать исторические события, а найти им поэтическое выражение.
«Художественный документализм» — понятие, введенное в практику выдающимся кинорежиссером-документалистом Дзигой Вертовым, близким «ЛЕФу». Это тот же принцип «литературы факта», примененный к кинодраматургии. Дальнейшее развитие искусства доказало жизненность этой позиции.
Другие публикации:
Внутренние украшения Мавзолея
Следует отметить, что Мавзолей был украшен с поистине восточным великолепием. Там были статуи богов, Мавсола, его жены, предков, изваяния всадников, львов и, как упоминалось ранее, три рельефных фриза. От фризов с состязанием колесниц и б ...
Индустриальные и спортивные субкультуры
В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее ...
Маньеризм как течение в европейском искусстве
Маньеризм
(итал. manierismo, от maniera – прием, манера), течение в европейском искусстве 16 века, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма культив ...