Керамические сосуды Древнего Рима

Материалы » Керамические сосуды античности » Керамические сосуды Древнего Рима

Страница 3

Этрусский мастер Наццано изобразил на краснофигурном кратере взятие ахейцами Трои (рис.22). Поверженный на землю седовласый царь Приам защищается руками от напавшего на него и занесшего меч для удара ахейского воина. Афродита, необычно толстая, с некрасивым лицом, оберегает Елену от нашедшего неверную супругу и разгневанного Менелая. Драматические бурные сцены, развевающиеся одежды, резкие повороты фигур характеризуют эту и другие композиции ваз 4 в до н.э, мастера которых явно пытались развивать принципы роскошного стиля древнегреческой вазописи.

Так, этрусская керамика делится на чисто этрусскую, которая начиналась со сложных форм и закончилась упрошенными, но более тяжелыми к 5 в до н.э., и греческую, в свою очередь, различающаяся на собственно греческую и подражаемую эллинам этрусскими мастерами.

Керамические сосуды периода республики и империи в Риме (5 в. до н.э.-5 в н.э.)

Керамические изделия имели самое широкое применение во всем Средиземноморье, и римская культура унаследовала многие традиции, издавна существовавшие в самой Италии, но особенно развитые в Греции и в странах эллинистического Востока. Для изготовления посуды применялся ручной гончарный круг. Устройство гончарных обжигательных печей по существу не изменилось, но печи для выпуска массовой продукции часто достигали значительно больших размеров и допускали более высокий обжиг керамики. Широко применялись известные уже ранее приемы изготовления рельефной керамики при помощи форм и штампов.

Во времена республики происходит упадок расписной керамики. Она теряет свою художественную ценность. Посуда имеет чисто утилитарное значение, по-римски прагматическое, значение, поэтому не найдено ярких примеров расписной керамики.

«Кухонную посуду составляли горшки разных видов котлы, в том числе солдатские походные, сковородки, посуда для воды и молока, подойники, корыта для теста, разного рода лоханки, кувшины для черпания и ношения воды. Римляне использовали большие блюда, тарелки, соусники, салатники. Продукты хранились в глиняных сосудах, напоминающих пифосы. Большая часть сосудов принадлежала к разряду кубков, некоторые имели форму чаш и бокалов. Вино к столу подавалось в амфорах и кратерах, которые ставили на подставках. Пили его из греческих чаш и италийских, украшенных рельефами и латинскими надписями. Мелкие различные сосуды, употреблялись римлянами для мазей и благовоний, они были греческими и имели греческие названия» [4,с.200].

В период империи большое распространение получила глиняная посуда, покрытая красным лаком. Она заменила собой расписную и чернолаковую греческую посуду.

«Одним из самых крупных центров, изготовлявших рельефную краснолаковою посуду, был Аррециум в Италии. В окрестностях этого города обнаружено около двух десятков керамических мастерских с остатками их продукции. Арретинские мастера достигли совершенства в изготовлении красной глазури, имеющие ровную окраску и блестящую поверхность, напоминающих блеск сургуча.

Способ изготовления краснолаковой керамики был перенесен из Италии в западные римские провинции. В 1 и 2 вв. н.э. особенно процветали мастерские Галии. Производство краснолаковой посуды было не менее широким и в восточных римских провинциях, преимущественно в малоазийских центрах – Пергаме и на Самосее. Ее формы и орнаментация были близко связаны с эллинистическими греческими традициями. Красная глазурь не имеет ни плотности, ни блеска италийской» [1,с.175].

«Образцы арретинской керамики – чаще всего небольшие по размерам сосуды (чаши, кубки, иногда блюда или кувшины) – отличаются красивым и чистым красным цветом и невысоким рельефами на внешней поверхности стенок.В арретинкой керамике, годы расцвета которой приходилось на последнюю четверть 1 в. до н.э. и первую четверть 1 в. н.э., нашли отражение вкусы римлян ранней империи и черты стиля, господствовавшие тогда и в других видах искусства. Как и в мегарских чашах, рельефы на некоторых арретинских сосудах создавались с помощью форм, имевших «негативные» углубленные изображения. Они оттискивались в мягкой глине на поверхности сосудов, а затем покрывались красным лаком и подвергались обжигу в горячих печах.

В сюжетах рельефов арретиских ваз часто можно видеть дионисийских божеств, и нередко в них фигурируют сатиры и менады. Много создавались также сосудов с эротическими сценами, встречаются изображения музыкантов, жрецов около жертвенников, эротов, танцовщиц в высоких головных уборах; показывали в этих рельефах богиню победы с крыльями.

На примере одной из арретинских ваз можно убедится, что помимо сюжетных сцен, в данном случае цапля со змеей (рис.23), они включают и орнаментальные узоры из гирлянд цветов, чередующихся листьев, побегов аканфа и т.п. Аретинские чаши изящны по форме, и в общих керамических объемах и в деталях (в узорах рельефов). Сочность контуров стенок сосудов, прочность ножек, придающих им устойчивость, широта зияющих раструбов горл – все несет в себе следы чисто римской расчетливости и целесообразности, счастливо сочетающихся с эллинистическими, гармоничностью и декоративностью.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Особенности первобытной культуры. Одежда, украшения, косметика
Первой одеждой служили звериные шкуры, затем человек освоил плетение из стеблей, и некоторые виды одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одеж ...

Покровский собор «на рву»
Покровский собор на Красной площади в Москве, часто называют по одному из его приделов, собором Василия Блаженного. Покровский собор был воздвигнут как памятник очень важной для России победы над Казанским ханством. Его создателями были ...

Философия
Общий подъем экономики в первый период эллинизма отразился и на философских концепциях. Материалистическая философия, по существу наиболее жизненная, достигла в начальный период эллинизма блестящего расцвета в учении Эпикура. Само заняти ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы