Керамические сосуды Древнего Рима

Материалы » Керамические сосуды античности » Керамические сосуды Древнего Рима

Страница 2

Глиняные погребальные урны для пепла после кремации иногда изготавливались особенно тщательно. В Кьюзи каждая урна – это решение мастерами какой-либо новой пластической задачи. Известная канопа из Сартеано (рис.20) представляет собой сосуд типа с грубо выполненными пластическими украшениями. на ножке и с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Они как будто приглашают зрителя на разговор. Это странное, отчасти пугающее ощущение усиливает голова, служащая крышкой. Общая несоразмерность фигуры с крупной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает какое-то иное видение мира, отличающее этрусков от других народов Средиземноморья.

Наряду со своеобразными сосудами, восходящими по стилю к италийским «лицевым» урнам и канопам, в Кьюзи широко распространены вазы различных форм, украшенные скульптурными головами, подобно аналогичной группе ваз района Вульчи. Порой на одной и той же вазе из Кьюзи головы, исполненные в «варварском» стиле, сочетаются с более гармоничными изображениями, исполненными под влиянием греческой скульптуры зрелой архаики. К последнему типу можно также отнести головки-украшения сосудов из района Вульчи, находящихся под сильным воздействием греческих ваз с рельефными украшениями. В то же время формы многих ваз отличаются своеобразием и характерны только для этрусской керамики» [11,с.44-47].

Действительно, невозможно найти в других культурах, таких же форм, которые создали этруски. Причудливые, витьеватые формы сосудов не оставят никого равнодушным. Среди них и форма канопы и котла, киафа – желобная форма чаши, отличающаяся высоким венчиком, и керхноса, объединяющего вместе 4 отсека, возможно, ритуальные чаши, предназначаемые для приношения божеству различных яств.

Керамика этрусков в поздний период (2-ая половина 6 – 4 вв. до н.э.).

«В поздний период производства этрусской керамики буккеро (вторая половина 6 в.– начало 5 в. до н. э.) получают распространение сосуды тяжёлых, вычурных форм, в изобилии украшенных изображениями. Большая часть этих ваз «тяжёлого буккера» по своему художественному значению уступает стройным, тонко орнаментированным вазам 7 – начала 6 в., поражающим ювелирным мастерством исполнения гравированных фризов. В тех же городах (Орвьето, Кьюзи, Вульчи и т.д.) исполнялись амфоры, эйнохои, киафы, чаши, курильницы, обычно украшенные фигурками на крышках или краях венчика. На вазах часто встречались пальметки и бутоны, как это видно на эйнохои из Вульчи (рис.21)" [6,с.28].

Среди центров керамического производства Этрурии Вульчи занимает ведущее место. Археологические материалы позволяют утверждать, что в 6 в до н.э. город устанавливает тесные связи как с городами Этрурии, так и с Грецией, Южной Италией и Сицилией, Сардинией, Карфагеном. Именно в Вульчи найдено наибольшее по сравнению с другими этрусскими центрами количество расписных аттических ваз, считавшихся долгое время этрусскими.

Также в Цере обнаружены вазы, созданные эллинами, работавших в Этрурии. Точность и простота их рисунков, то грубоватых, то изысканных и грациозных, ставит расписанные ими сосуды в ряд художественных своеобразных изделий. Но, тем не менее, в них много отличного от чернофигурных ваз греческой метрополии. Этруски практически не использовали черный лак, предпочитая темно-коричневый стиль. В Этрурии живопись на сферической поверхности была развита слабее, чем на плоскости. Декоративные росписи этрусских сосудов не достигала таких высот, как в древнегреческих центрах. Это объясняется тем, что художественно-эстетическая система этрусков с их большей конкретностью восприятия действительности отличалась от греческой.

Производство расписных ваз в этрусских городах 5 века до н.э. было менее интенсивным, нежели в 6 в. до н.э. Спад керамической продукции, очевидно, объясняется условиями военного времени, мешавшими гончарам работать так же плодотворно, как раньше, и к тому же ослаблением связей с греческими мастерскими. Меньше появлялось сосудов типа буккеро. Зато возникли краснофигурные росписи.

Этрусские гончары первой половины 5 в. до н.э. пользовались и особенной техникой: на поверхность сосуда, уже покрытого черным лаком, наносились красным лаком фигуры с процарапанными деталями.

В гончарных мастерских 4 в. до н.э. изготавливались и расписывались в краснофигурной технике кратеры, килики, эйнохои, стамносы и другие, в том числе фигурные сосуды. Вульчи, Четверети, Тарквинии, Вольтера, Кьюзи, Фалерии и другие ремесленные центры поставляли на художественный рынок много керамической продукции. Однако этруски отставали от греков в вазописи. Техники нанесения черного лака и цветовые соотношения его с терракотовой поверхностью не отличались чистотой и гармоничностью, движения фигур были резкими, контуры угловатыми или расплывчатыми.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Сравнение нидерландской и итальянской живописи Возрождения
Небольшой стране, включающей территорию нынешних Бельгии и Голландии, суждено было стать в XV веке самым ярким после Италии очагом европейского искусства. Нидерландские города, хотя и не были политически самостоятельными, давно уже богате ...

Художественная культура XVIII века
Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового времени проявляются уже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному иску ...

Франсуа Жерар
Одним из старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770—1837). Сблизившись с Жераром в годы революции, Давид возлагал на него большие надежды, и творчество художника, особенно портреты, исполненные в конце X ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы