Керамические сосуды Древнего Рима

Материалы » Керамические сосуды античности » Керамические сосуды Древнего Рима

Страница 2

Глиняные погребальные урны для пепла после кремации иногда изготавливались особенно тщательно. В Кьюзи каждая урна – это решение мастерами какой-либо новой пластической задачи. Известная канопа из Сартеано (рис.20) представляет собой сосуд типа с грубо выполненными пластическими украшениями. на ножке и с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Они как будто приглашают зрителя на разговор. Это странное, отчасти пугающее ощущение усиливает голова, служащая крышкой. Общая несоразмерность фигуры с крупной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает какое-то иное видение мира, отличающее этрусков от других народов Средиземноморья.

Наряду со своеобразными сосудами, восходящими по стилю к италийским «лицевым» урнам и канопам, в Кьюзи широко распространены вазы различных форм, украшенные скульптурными головами, подобно аналогичной группе ваз района Вульчи. Порой на одной и той же вазе из Кьюзи головы, исполненные в «варварском» стиле, сочетаются с более гармоничными изображениями, исполненными под влиянием греческой скульптуры зрелой архаики. К последнему типу можно также отнести головки-украшения сосудов из района Вульчи, находящихся под сильным воздействием греческих ваз с рельефными украшениями. В то же время формы многих ваз отличаются своеобразием и характерны только для этрусской керамики» [11,с.44-47].

Действительно, невозможно найти в других культурах, таких же форм, которые создали этруски. Причудливые, витьеватые формы сосудов не оставят никого равнодушным. Среди них и форма канопы и котла, киафа – желобная форма чаши, отличающаяся высоким венчиком, и керхноса, объединяющего вместе 4 отсека, возможно, ритуальные чаши, предназначаемые для приношения божеству различных яств.

Керамика этрусков в поздний период (2-ая половина 6 – 4 вв. до н.э.).

«В поздний период производства этрусской керамики буккеро (вторая половина 6 в.– начало 5 в. до н. э.) получают распространение сосуды тяжёлых, вычурных форм, в изобилии украшенных изображениями. Большая часть этих ваз «тяжёлого буккера» по своему художественному значению уступает стройным, тонко орнаментированным вазам 7 – начала 6 в., поражающим ювелирным мастерством исполнения гравированных фризов. В тех же городах (Орвьето, Кьюзи, Вульчи и т.д.) исполнялись амфоры, эйнохои, киафы, чаши, курильницы, обычно украшенные фигурками на крышках или краях венчика. На вазах часто встречались пальметки и бутоны, как это видно на эйнохои из Вульчи (рис.21)" [6,с.28].

Среди центров керамического производства Этрурии Вульчи занимает ведущее место. Археологические материалы позволяют утверждать, что в 6 в до н.э. город устанавливает тесные связи как с городами Этрурии, так и с Грецией, Южной Италией и Сицилией, Сардинией, Карфагеном. Именно в Вульчи найдено наибольшее по сравнению с другими этрусскими центрами количество расписных аттических ваз, считавшихся долгое время этрусскими.

Также в Цере обнаружены вазы, созданные эллинами, работавших в Этрурии. Точность и простота их рисунков, то грубоватых, то изысканных и грациозных, ставит расписанные ими сосуды в ряд художественных своеобразных изделий. Но, тем не менее, в них много отличного от чернофигурных ваз греческой метрополии. Этруски практически не использовали черный лак, предпочитая темно-коричневый стиль. В Этрурии живопись на сферической поверхности была развита слабее, чем на плоскости. Декоративные росписи этрусских сосудов не достигала таких высот, как в древнегреческих центрах. Это объясняется тем, что художественно-эстетическая система этрусков с их большей конкретностью восприятия действительности отличалась от греческой.

Производство расписных ваз в этрусских городах 5 века до н.э. было менее интенсивным, нежели в 6 в. до н.э. Спад керамической продукции, очевидно, объясняется условиями военного времени, мешавшими гончарам работать так же плодотворно, как раньше, и к тому же ослаблением связей с греческими мастерскими. Меньше появлялось сосудов типа буккеро. Зато возникли краснофигурные росписи.

Этрусские гончары первой половины 5 в. до н.э. пользовались и особенной техникой: на поверхность сосуда, уже покрытого черным лаком, наносились красным лаком фигуры с процарапанными деталями.

В гончарных мастерских 4 в. до н.э. изготавливались и расписывались в краснофигурной технике кратеры, килики, эйнохои, стамносы и другие, в том числе фигурные сосуды. Вульчи, Четверети, Тарквинии, Вольтера, Кьюзи, Фалерии и другие ремесленные центры поставляли на художественный рынок много керамической продукции. Однако этруски отставали от греков в вазописи. Техники нанесения черного лака и цветовые соотношения его с терракотовой поверхностью не отличались чистотой и гармоничностью, движения фигур были резкими, контуры угловатыми или расплывчатыми.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Основные принципы воспитания актера
В основу профессионального (сценического) воспитания актера положена, как известно, система К.С. Станиславского, однако этой системой надо уметь пользоваться. Начетническое, догматическое ее применение может принести вместо пользы непопра ...

Народный театр
Народ издавна любил театрализованные представления артистов – скоморохов, которые бродили по всей Руси, разыгрывали забавные сцены нередко критического характера, высмеивающие богатеев, всякое начальство. По определению «Домостроя» специа ...

Маска
Маска (от позднелат. mascus, masca - личина) - специальная накладка с каким-либо изображением (лицо, звериная морда, голова мифологического существа и прочее), надеваемая чаще всего на лицо. Маски изготовляются из бумаги, папье-маше и дру ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы