Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Материалы » Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России » Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Страница 3

Весной 1908 года общество "Сетлемент" постановлением московской администрации было закрыто "за попытку проведения социализма среди маленьких детей". Примерно через год кружок Шацкого возобновляет в Москве свою работу под названием общество "Детский труд и отдых".

Под влиянием развития клубной работы в 1907 году на педагогических курсах в Петербурге было создано общество "Фребеличе", члены которого стали проводить по воскресениям "детские утра" для детей от 5 до 9 лет. Несколько позднее в память о педагогических идеях и делах Л.Н. Толстого в 1910 году было решено создать новое воспитательное и образовательное учреждение для детей беднейших слоев населения - Народный детский дом имени Л.Н. Толстого.

В Народном детском доме в отличие от клубов Шацкого, с его стремлением проводить работу интенсивно, работа была организована экстенсивно, обращалось внимание на количество детей, которые могут посетить клуб. Этого требовали особенности времени.

Организация работы с детьми в стране переходит от отдельных лиц к педагогическим обществам и кружкам. Особенно сильный размах клубная деятельность, проводимая педагогическими обществами, получила в 1910 году, который характеризовался в стране новым революционным подъемом. Теперь практически не существовало такого педагогического общества или кружка, который не занимался бы этой работой.

В Казани были созданы так называемые "детские собрания", по структуре своей близко стоявшей к клубам Шацкого. В Симбирске на площадке для игр уже существовали постоянно действующие кружки для детей: столярный и лепки. Для участников кружков устраивались экскурсии, лекции, выставки их работ.

В большинстве провинциальных городов педагогические общества организовывали площадки для игр (Томск, Челябинск, Омск, Курган и др.), проводили праздники, елки, детские утренники, игры, беседы, лекции с волшебным фонарем, экскурсии, спектакли. [1]

Популярность детских клубов привела к тому, что наряду с деятельностью клубов для бедных детей стали создаваться клубы и для детей из состоятельных семей. Однако эти клубы носили другой характер, выполняли иные воспитательные функции. Дети, посещавшие клубы, обучались в школах, их воспитанием занимались в семье. Поэтому занятия в клубах для них были развлечением и носили, как правило, спортивный характер, как в клубах скаутов. Эти клубы открыто выражали классовый характер и поддерживались официальными властями (общества "Сокол", "Русский скаут" и др.).

По своим целям, организации, сравнительно высокому членскому взносу, обязательной форме и пр. такие клубы были доступны лишь узкому кругу детей и широкого распространения в России не получили. Так, в 1915 году клубы "Скаутов" были созданы лишь в Петрограде, Царском селе, Москве, Киеве и ряде провинциальных городов.

Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждение вопросов о клубной работе с детьми на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования (декабрь 1913 - январь 1914 г.), где клубы были признаны "необходимой общественно-педагогической организацией". [4]

Вывод:

1) творческие усилия передовых педагогов дореволюционного времени, направленные на радикальную перестройку внутренней жизни школы, нашли свое выражение как в опытах создания клубов - отдельными лицами и коллективами, так и в официальных попытках оформить признание правильности и законности этих опытов.

2) в условиях царского самодержавия создание детских клубов не оказывало серьезного влияния на изменение жизни детей страны, но опыт лучших дореволюционных детских клубов, созданных прогрессивной педагогической интеллигенцией, показал, что именно в клубах возможна широкая агитационная и просветительная работа, развитие самодеятельности, активности интересов ребят, их трудовое воспитание, организация разнообразного досуга.

3) В Досоветский период учреждений культуры для детей и подростков как таковых не существовало, но прообразы данных учреждений занимались в основном воспитанием подрастающего поколения, мало внимания уделялось досугу и интересам самих детей, развитию их творческих способностей. Досуг начал играть важную роль при Петре I, когда стали проводиться различные балы и карнавалы для детей и подростков. Досуг на Руси среди подростков был дифференцирован, но главной целью досуга было общение между молодыми людьми, знакомство с целью замужества. С целью общения детей и подростков С.Т. Шацкий позже создает клубы (Правда вскоре их главной целью становится развитие интересов ребят). И на сегодняшний день потребность в общении среди детей и подростков является одной из самых главных и реализуется в учреждениях культуры и досуга

4) В связи с дифференциацией досуга встал вопрос об организации досуга для малообеспеченных детей, с этого момента и начинается история собственно учреждений культуры и досуга для детей, различных обществ и объединений по интересам. Целью этих учреждений уже было не только воспитание и организация досуга, но и реализация индивидуальных способностей личности, что помогало детям развиваться и самоопределяться в жизни.

Страницы: 1 2 3 

Другие публикации:

Время как фактор композиции
О времени в связи с картиной, по мнению Волкова Н.Н., можно говорить в четырех аспектах: как о творческом времени, как о времени ее восприятия, как о времени локализации в истории искусства и в творческой жизни художника, и, наконец, об и ...

«Кабинет доктора Калигари»
Старший сын известного актера Карла Вине, Роберт, родился 27 апреля 1873 года. Его младший брат Конрад сразу решил пойти по стопам своего отца, позже стал режиссером и сценаристом, а Роберт в 1894 году поступил в Университет в Берлине на ...

Нью-Йорк, 1985—1989 гг
В период с 1985 по 1989 годы в граффити остались самые стойкие райтеры. Последним ударом для граффитчиков было то, что вагоны метро стали отправлять на металлолом. Вследствие ужесточения мер, принимаемых властями, искусство граффити шагну ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы