Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Материалы » Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России » Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Страница 2

Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде. Наиболее разнообразными были формы проведения досуга у мещанской молодежи. Знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках - своеобразных сборищах, близких по смыслу способам проведения к традиционным "вечеркам", или "беседам", которые бытовали в осенне-зимний период среди крестьянской молодежи. В отличие от крестьянских мещанские вечеринки были менее многолюдны, собирали, как правило, не более 6-7 пар, причем без предварительной договоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Мещанские молодежные вечеринки устраивались чаще всего в субботние, воскресные или праздничные дни. Если на селе обычном местом сбора молодежи было специально снятое помещение, то молодые люди из мещан собирались на квартире у кого-нибудь из участников вечера, правда, иногда, особенно для праздничных вечеринок "откупала" избу.

Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободских мещанских подростков были "краски", "колечко", флирт цветов", "телефон" и тому подобные игры. [3, С.33 - 35]

В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворянским, для подростков и молодежи утраивали домашние вечера. Дети из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах. Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты.

На рубеже XIX-XX веков было положено начало организации досуга детей из бедных семей.

История создания детских общественных организаций начинается с дореволюционной России. Первые добровольные объединения подростков в России создаются еще при Николая II. С его ведома в школах и училищах создаются отряды мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 г. В Павловске был создан лучший скаутский отряд, а в 1914 году создается Всероссийское общество "Русский скаут". К 1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и насчитывали 50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение в России не получило, хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитника Отечества.

Наиболее значительными среди дореволюционных детских клубов, связанных с прогрессивной интеллигенцией, были клубы С.Т. Шацкого в Москве. Принципы, содержание и методы их работы оказали потом огромное влияние на становление и развитие воспитательной работы.

Создание детских клубов было основной частью педагогической работы, которую предполагалось проводить среди детей московской бедноты. Клуб был открыт в Бутырском районе.

Клуб привлекал С.Т. Шацкого прежде всего возможностью организовать широкое общение детей и вместе с тем развить их активность, самостоятельность.

Первоначально дети объединялись по принципу товарищества. Собираясь по вечерам в клубах, они принимали участие в играх, праздниках, прогулках, слушали рассказы педагогов, сами устраивали катки, площадки для игр и т.п.

Основное внимание педагогов в клубах было направлено на поиски общественных форм воспитания, например детских собраний-сходок, способствующих организации общественного мнения в детской среде.

Постепенно, глубже изучая психологию детей и анализируя эффективность клубного воздействия, Шацкий приходит к выводу о необходимости развивать в клубе в первую очередь интересы ребят. Для их выявления в конце первого зимнего сезона деятельности клубного общества "Сетлемент", организованного в ноябре 1906 года, среди его посетителей была проведена анкета, выявившая обычные занятия детей, их семейное положение, отношение к своему клубу, их требования к клубу. Но главное, анкета помогла организаторам выяснить отношение к клубам "Сентлемента" родителей клубистов и школьных учителей.

В результате с 1908 года в клубах Шацкого начался новый этап. Структура клуба оставалась прежней - те же занятия, те же общие собрания-сходки, развлечения. Но содержание работы значительно углубилось: ребята приходили заниматься интересующим их делом. Составной частью клуба стал кружок.

С годами С.Т. Шацкий все большее значение стал придавать трудовому воспитанию. Он считал, что и начинать создание клубов надо с мастерских, работая в которых дети приобщаются к жизни, привыкают к организованности. Поэтому занятия проводились и в клубных мастерских: столярной, слесарной, переплетной, сапожной, швейной. Кроме этих помещений, были отведены комнаты для занятия рисованием, библиотека-читальня, была оборудована обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались спектакли, концерты с участием собственного хора, проводились собрания. Организовывались общие посещения музеев, театров, загородные прогулки.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Возрождение как явление культуры
XIII век (конец) – начало ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Рядом с Данте всегда называют имя итальянского поэта Франческа Петрарки (1304 - 1374 гг.), который считается первым гуманистом Италии. По сути, в это время возника ...

Искусство возрождения. Предвозрождение
Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Джотто (1267—1337), Симоне Мартини (1284—1344), рисуя картины традиционной религиозной тематики, и отталкиваяс ...

Научные знания
Медицина. По своему содержанию медицина в Месопотамии была народной. Использовали в основном различные местные травы, животные продукты (жир, кровь, кости, молоко). В текстах не упоминается о каких-либо редких и дорогостоящих веществах. М ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы