Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Материалы » Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России » Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Страница 1

В данном параграфе представлено становление сети учреждений культуры для детей и подростков, основные факты и события, повлиявшие на ее развитие. Так же рассказывается о досуге детей и подростков. Большое внимание уделено клубам Шацкого, которые внесли огромный вклад в развитие дополнительного образования.

Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Так было и в Древней Руси.

История воспитания детей в России уходит вглубь веков. У каждого народа Древней Руси, по свидетельству Нестора, имелись обычаи и нравы, законы и предания, в духе которых и воспитывались дети. Со времен Владимира Мономаха учреждаются народные училища, в которых государство воспитывало детей. "Поучение Владимира Мономаха - человека, гражданина и христианина" представляли собой систему воспитания. В ней провозглашались такие правила поведения для юношей: не ревнуйте, благоволите старым, управляйте собой, кормите убогих, управляйте милостью, любите ближнего, Бога и Отечество. Особенно бурно развивается сеть общественных институтов воспитания в петровскую эпоху. Именно при Петре I осуществляется реформа в области культуры и просвещения. При нем появилась светская школа и тем самым была ликвидирована монополия духовенства на образование и воспитание. Им была основана целая сеть специальных учебных заведений, открыт первый русский музей "Кунсткамера" с публичной библиотекой. Он поощрял создание начальных - "цифирных" - общедоступных школ.

В эпоху Возрождения особенно усиливается роль светского воспитания, неизменно возрастает роль социального педагога, развивается народное творчество, происходит процесс демократизации культурно-воспитательной деятельности.

Капитализм окончательно разрушает семью и сводит на нет домашнее воспитание. Оно становится целиком общественным. Социальный педагог занимает ведущее место. В самой системе воспитания и образования центральное место отводится гуманитарным наукам, идет процесс эстетизации воспитания и образования. Дьюи даже считал, что "эстетический опыт лежит в основе любого человеческого опыта". [5, c.66 - 67]

Кроме воспитания одной из проблем так же была организация досуга для детей и подростков. Во все времена огромное место в досуге детей занимали игры.

Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняют досуг детей, но так же оказывают на них большое воспитательной воздействие.

Игры берут свое начало в глубокой древности. Особенно бурное развитие игры получили в Древней Греции. Христианство враждебно относилось к играм. В России церковный собор XVI в. Осудил скоморошьи потехи, в XVII веке царь Алексей Михайлович вообще их запретил. Петр I ввел ассамблеи, карнавалы, фейерверки. После Петра I "бесовские" игры были запрещены. Однако игры невозможно было вытравить, и они продолжали жить. Более того, игры развивались и совершенствовались. Важной формой организации отдыха подростков и юношей являются балы и карнавалы. Их развитие начинается с XVII века. Они посвящались важным событиям, знаменательным датам в жизни подростков [5, с.100].

Яркой формой организации досуга подростков являются праздники. История детских праздников невелика. До Октябрьского переворота детские праздники организовывали благотворительные общества и зарождающиеся учреждения культуры: народные дома, избы-читальни, клубы.

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII - XIX веках представляла собой сложное и многогранное явление, отражающее все своеобразие исторического развития страны. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения.

Досуг подростков-крестьян. Русское крестьянство отличало доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Для молодежи были характерны посиделки, весеннее-летние хороводы. Особую роль посиделки занимали в жизни подростков и молодежи. Посиделки проводились в осеннее-зимний период, для чего снималась специальная изба у малоимущих крестьян за различного рода помощь, отработки, денежную и натуральную оплату. Эту избу можно считать одним из прообразов учреждений культуры для подростков. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, играли в супруга и супругу. Практически исчез к началу XX века молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась посиделка. Но в ней наряду с танцами, песнями большое место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, читки художественных произведений. [3, С.26]

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Микеланджело
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — другой великий мастер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Микеланджело Буонарроти превыше всех искусств ставил скульптуру, хотел быть только ...

Кубофутуризм
Зимой 1911 в село Чернянка Нижне-Днепровского уезда Таврической губернии, где проживала семья Бурлюков, в гости в братьям Давиду, Владимиру и Николаю приехал молодой поэт Бенедикт Лившиц - разбирать бумаги гостившего здесь недавно Хлебник ...

Хило Чен
Хи Ло Чен, или Хило Чен (Hilo Chen) – современный американский художник. Работает в жанре гиперреализма. Чен (наст. Юи Люм) родился в 1942 на Тайване и уже позже в 1970-х годах получил американское гражданство. Образование и степень бакал ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы